Суперкомпьютер «Ломоносов» - один из первой тридцатки самых мощных вычислительных систем в мире, предназначенный для научных расчетов в самых разных областях — от медицины до аэрокосмической отрасли. «Ломоносов» пущен в строй в конце 2009 года при участии президента Медведева, и с тех пор непрерывно использовался учеными и студентами. Система позволяет быстро проводить расчеты, для которых бы в обычной ситуации требовались бы десятки людей и обычных компьютеров, даже объединенных в вычислительные кластеры. И вот впервые с начала эксплуатации суперкомпьютер встал — с июня он перестал работать. Вместе с ним встала и работа десятков отечественных ученых...
Ряд сотрудников МГУ, число которых уже подбирается к двум сотням, подписали петицию, адресованную ректору Виктору Садовничеву, в которой они просят принять срочные меры к восстановлению компьютерной системы и позволить им таким образом вернуться к научной работе. «МК» выяснил подробности происходящего с «Ломоносовым» в МГУ и у замдиректора Научно-исследовательского вычислительного центра МГУ Владимира Воеводина, в чьем ведении непосредственно находится компьютерный монстр.
- На самом деле, «Ломоносов» продолжает работать, хотя и в минимальном режиме, сообщили «МК» в пресс-службе Университета:
- Вышли из строя некоторые дорогостоящие и уникальные компоненты входного энергетического оборудования. Это не продукция массового спроса, поэтому требуется время на их приобретение и установку. В данный момент над этим работают инженерные бригады из двух независимых компаний. Понимая высокую востребованность суперкомпьютера МГУ, работы идут постоянно. При этом особо уточняем, что все архивы данных пользователей остаются неизменными — никакая информация не потеряна, как думают некоторые, поэтому научные группы смогут сразу продолжить свою работу после восстановления. Есть надежда, что «Ломоносов» заработает в ближайшее время.
В том же ключе, но несколько более жестко выражается Владимир Воеводин:
- Когда ты пользуешься на халяву прекрасно работающей системой, не платишь за это, не думаешь о том, как она действует, сопровождается и обслуживается, привыкаешь к этому, то внезапная неисправность техники вызывает некий шок. Да, «Ломоносов» действительно находится на ремонте около полутора месяцев. Но я не считаю, что в этом есть повод для паники и писания петиций. При этом проблема с «Ломоносовым» - лишь в элементах автоматики электропитания: сам по себе компьютер полностью исправен, и с электрическими мощностями, поставляемыми энергетическими компаниями, тоже все в порядке. Но поскольку вышедший из строя узел не является расходником и выходит из строя редко, мы не можем себе позволить держать в резерве замену дорогостоящему оборудованию — поэтому процесс ремонта немного затянулся, что является нормальным. Я прекрасно понимаю, что суперкомпьютер востребован — но мы непрерывно работаем над восстановлением и у нас нет никакого желания и необходимости что-то затягивать без причин.
Насчет сроков по возобновлению работы — я не стану ничего анонсировать, чтобы не сглазить... Мы, честно говоря, надеялись, что вот-вот все будет исправлено, но процесс несколько затягивается из-за возникновения некоторых попутных неисправностей. Впрочем, в ближайшее время все будет исправлено.