Добро пожаловать к столу!
Первым тестируется спрей, крупными белыми буквами на розовой бутылочке извещающий потребителя о том, что защитит от насекомых всю семью, включая детей от года. Причем избавление гарантируется не только от комаров, но и ос, слепней, мух. Испытывать средство на себе отважно решается автор этих строк.
Распылить средство надо на кожу, но когда я его открываю, мои приятели морщатся. И есть от чего: в наши носы ударяет жуткий запах химии. Кажется, что от меня вместе с комарами разлетятся и все мои друзья. Наносить его на себя не хочется, но чего ни сделаешь ради читателя?! Между делом замечаю, что емкость со спреем отлита крайне небрежно, имеет явно дефектную крышку, криво насаживающуюся на горлышко. Надеюсь, что хотя бы это не самопал.
Закатываю рукав рубашки и обрабатываю средством руку (от запястья до локтя). Если верить производителю, средство может защитить меня от кровососов на срок до восьми часов. Увы, волшебных чар спрея едва хватило на полтора часа, после чего комарики, предвкушая «большую жратву», наперебой стали рассаживаться на моей руке. Эксперимент ценой в 120 рублей (стоимость спрея) в ту же секунду был признан закончившимся.
Вторым на испытание пошел браслет из микрофибры, пропитанный маслом цитронеллы. Он относится к средствам экологичным и, пожалуй, наиболее безопасным, хотя защищает достаточно ограниченное пространство — участок кожи до 10—15 см рядом с тем местом, где его закрепили. Производитель на упаковке сулит, что изделие способно отпугивать комаров в течение 170 часов и более, и в то же время оговаривает, что браслет только «снижает количество укусов комаров при их низкой и средней численности». Я прочитала подтекст таким образом, что время от времени дорогих отдыхающих комары покусывать все-таки будут, хотя не так интенсивно, как могли бы, не прикупи люди на пикничок браслетики. Надеваю браслет на запястье. Но проходит 10 секунд, и цитронелловая оборона прорвана — не только на моей руке, но и на браслете восседает сразу с десяток кровососов. Итого: улетело в трубу 65 редакционных рублей, выложенных за браслет от комаров.
Третье средство, взятое на испытание, — детский крем, тюбик которого выполнен в располагающих к себе нежных бело-желтых тонах. Дополнительно повышает процент доверия название, переводящееся как «Сильная защита», и указание времени действия репеллента — до трех часов. Честно сказать, я и настроиться-то толком не успела: уже через 20 секунд первые комарики-смельчаки с жадностью вонзили свои остренькие хоботки мне в руку. Это был полный провал детского крема и преступная растрата 50 казенных рублей.
Египетская сила
— В современных репеллентах используются чаще всего три классических действующих вещества — IR 3535, ДЭТА, а также диметилфталат, — объясняют специалисты. — Первые два признаются эффективными, тогда как третье обладает слабым действием само по себе, но показывает хорошие результаты в сочетании с ДЭТА.
Именно ДЭТА считается на данный момент самым проверенным антикомариным бойцом. Первоначально репеллент на ее основе был разработан американцами для нужд армии, чтобы защищать воевавших в тропиках Юго-Восточной Азии солдат, а затем уже вошел в массовый обиход. IR 3535, напротив, относится к новым поколениям химических веществ. Оно более дорогое, поэтому используется производителями реже, однако на его основе часто изготавливают детские кремы.
Несмотря на то что все наши опыты завершились один другого показательней (не в лучшем понимании этого слова), около 70% репеллентов все-таки показывают хорошую эффективность во время лабораторных испытаний. Но есть тут как минимум одно «но»! В лабораториях антикомариные средства и устройства проверяются на египетских комарах, рожденных и воспитанных в тепличных лабораторных условиях.
Наши, родные, среднерусские и сибирские кровопийцы на поверку крупнее, закаленнее, активнее и злее, но нуждаются в отдыхе и запрограммированы на то, чтобы в холодное время года впадать в анабиоз, даже если находятся в тепле. Египетский же комар при должной температуре весь год готов к испытаниям. Ради этого в комарином общежитии и зимой, и летом включен обогреватель, а термометр показывает не ниже +28 и не выше +30. А поскольку для получения сертификата на репеллент не важно, какой именно вид комаров принимал участие в эксперименте, в опытах используют «египтян» как более универсальный тестовый материал.
Еще один момент: никто не требует, чтобы испытание проводилось вне стен лаборатории, а ведь на улице может быть жарче, чем в помещении, и к тому же ветрено, что будет способствовать более быстрому испарению действующих веществ.
Так что в натурных условиях означенное время защиты любого купленного вами репеллента чаще всего приходится делить на полтора и на два.
Кстати, один из укоренившихся мифов связан с тем, что будто бы комарихи после того, как укусят человека, живут не дольше суток. Ничего подобного. Самка откладывает яйца, набирается сил и через несколько дней уже находится в поисках новой жертвы.
Прерванный полет
Есть на рынке и другие средства. К примеру, малодымные спирали. Работают они, как правило, хорошо, отправляя комаров в «нокдаун». Насекомые теряют способность к полету и, хотя при этом далеко не всегда гибнут, перестают досаждать человеку. Наиболее эффективны спирали в замкнутых пространствах. В состав средств входят ароматические отдушки (некоторые — с нотами, напоминающими индийские благовония), так что притерпеться к запаху можно. Иногда спирали оставляют тлеть на ночь в спальнях, поскольку для большинства людей антикомариное амбре считается безвредным, за исключением аллергиков, астматиков, беременных и кормящих.
Как уже отмечалось выше, довольно эффективными оказываются средства, в составе которых ДЭТА усилена демитилфтоладом.
Прекрасная альтернатива кремам, аэрозолям, спиралям в пределах дома или офиса — фумигаторы (приборы, выделяющие пары инсектицидов). Надо заметить, что плохо работающих фумигаторов за несколько лет испытаний сотрудники лабораторий не встречали.
Естественно, в наш технологически навороченный век не могли не появиться электронные средства, отпугивающие комаров. На полках магазинов продаются звуковые брелоки с возможностью менять частоту писка, а разработчики приложений для смартфонов создали похожие программы, якобы на ультразвуковом уровне устрашающие насекомых. Но имитация особо тревожного комариного писка только проверяет нервы людей на прочность. Самим комарикам от нее хоть бы хны.
А вот портативный самораспыляющийся отпугиватель от комаров (есть и такой) доказал свою эффективность в лабораторных условиях. Устройство, напоминающее вентилятор, крепится на одежду и, будучи включенным, распыляет вокруг себя пиретроид. Человек оказывается как бы в защитном облаке. Комары, наталкиваясь на микрочастицы пиретроида, мгновенно цепенеют и падают на лету (синтетическое вещество поражает их нервную систему и приводит к гибели). По сравнению с кремами, аэрозолями, спреями и браслетами, стоимость которых колеблется в пределах 20—200 рублей, отпугиватель имеет более высокую среднюю цену — 400—600 рэ.
Сам себе производитель
Добрый знак, говорящий о том, что производитель борется за свою репутацию и уважает потребителя, — это подробно расписанный на емкости состав репеллента, включая название действующего вещества, его процентное содержание, а также подробный состав кремовой основы. Но даже в этом случае не факт, что написанное совпадет с реальностью. И уж тем более «коты в мешках» — средства, на которых должная информативность подменяется рекламными посулами. К слову, если кремовая основа подобрана правильно, она также препятствует быстрому улетучиванию действующих веществ.
Не стоит доверять и словам о том, что антикомариный репеллент нейтрализует заодно и слепней, ос и мух. В подавляющем большинстве случаев это лишь рекламный ход.
Если на тюбике или бутылке указано, что содержание IR 3535 — 10—15%, имейте в виду, что средство защитит вас от комариной ватаги примерно на два часа, вне зависимости от того, что бы ни нафантазировал производитель. Хотя бывают и исключения, когда заявленное время работы совпадает с реальным. 15—20% ДЭТА в репелленте оградят вас от вампиров на три-четыре часа.
Кремы и спреи с 50% ДЭТА в составе могут держать рубеж антикомариной обороны по 5—8 часов. Они обычно имеют спрос у тех, кто собирается в тайгу. Однако слишком злоупотреблять «дэтовым» репеллентом не стоит хотя бы потому, что это все-таки химия с вытекающими из этого и подчас непредсказуемыми для нашего здоровья последствиями. Не зря же в просвещенной Европе еще в 1998 году Агентством по защите окружающей среды было запрещено наносить средства с ДЭТА на кожу. Там их используют только для обработки одежды. Поэтому в местах, кишащих комарами, лучше защищать себя плотной, с закрытыми рукавами одеждой (которую как раз можно пропитать репеллентом) и, при необходимости, антимоскитной сеткой на лицо (не очень удобно, зато абсолютно экологично).
Некоторые репеллентные кремы дополняются экстрактом трав. Мне встречались, например, с ромашкой, с алоэ. За счет дополнительных ингредиентов действие химии должно смягчаться, препятствуя раздражению и способствуя восстановлению кожного покрова, и это хорошо.
Все средства, прежде чем попасть в продажу, должны пройти токсикологическую экспертизу на безопасность и получить сертификат качества. По правилам состав и инструкция должны быть на русском языке; кроме того, на упаковке поставщик и производитель товара (часто это различные юридические лица) указывают свои адреса.
Как сделать репеллент в домашних условиях
Смешайте эфирные масла — мяту перечную, гвоздику, корицу, цитронеллу — со спиртом, чтобы средство не раздражало кожу. Аромат этих масел комары на дух не переносят. Можно добавить также хвойные ноты, от которых насекомые тоже хоботок воротят. Соотношение масел к спиртовой основе — в пропорции 1:10. Опять же не возбраняется поиграть с парфюмерной композицией. Самый большой минус самодельного репеллента — в ограниченном сроке действия: 20—25 минут. Но если сравнивать с детским кремом, провалившим наше тестирование, то это очень неплохой результат.