Корреспондент «МК» побывал в понедельник в городке для нелегалов. Здесь несколько десятков зеленых военных палаток обнесены железным ограждением. За ним выстроилось около сотни азиатов. По-русски не понимает ни один. И даже через переводчика они общаются неохотно. Наиболее инициативный из этой толпы, невысокий вьетнамец в черной кожаной кепке, назвавшийся Чоу Ман Таном, рассказывает, что ему здесь плохо.
- Мне не привыкать русский люд, - постоянно повторяет переводчик слова нелегала. - Одежда нет, света нет, холодно, голодно.
Гречневую кашу, о которой талдычат правозащитники, вьетнамцы называют "русской" и кривят лицом при одном лишь о ней упоминании. Но хоть нелегалы и описывают ужасы быта в лагере, они не упоминают, что раньше жили по несколько человек на пару квадратных метров. Да, ели столь любимый ими рис, а не гречку, но в стране находились нелегально. Поэтому стоит ли жаловаться, если скоро отправишься домой, где и кухня привычна желудку и по ночам тепло.
Также в понедельник состоялась передача гуманитарной помощи в палаточной лагерь. Передачу осуществляла Общероссийская общественная организация «Офицеры России», общественный совет ГУ МВД России по городу Москве и интернет-проект «ГУЛАГу — нет».
Ознакомившись с условиями содержания и разобравшись в ситуации, члены делегации дали свою оценку реального положения дел в лагере: люди живут в нормальных условиях, намного более комфортных, чем те, в которых им приходилось работать, находясь практически в рабстве. В отличие от своих коллег-правозащитников, которые посетили лагерь ранее, эта делегация не стала драматизировать ситуацию. Выяснив в личной беседе, что больше всего необходимо жителям лагеря, делегация подготовила гуманитарный груз. В него вошли более 2 тонн риса, постельное белье, более 50 вентиляторов (хотя нелегалы из лагеря жаловались на холод по ночам), средства гигиены для женщин, антибактериальные средства, канцелярские принадлежности.
Впрочем и у правозащитников мнения разделились. Например, Усман Баратов, член комитета «За гражданские права», возмущается, хотя в лагере еще не был:
— Нет правового статуса задержанные, они фактически заключенные концлагеря. Я приехал, меня не пустили, но сейчас я звоню в приемную МВД и в собственную безопасность ГУ МВД. Ни там, ни там никакие меры не приняли. Если мы сегодня не будем допущены, если этот беспредел не закончится, естественно, мы будем жаловаться в прокуратуру. Но это, конечно, бесполезно. Прокуратура уже давно должна была принять меры, потому что этот концлагерь демонстрируют по телевизору. Миллион людей его видят не только в России, но и за рубежом. Вот сейчас мне звонили (задержанные — Ред.) они в отчаянии. Тут нет горячей воды, кормят два раза в день гречкой, даже без хлеба. Мне передают продукты от родственников. Тут нет представителя узбекского посольства, они, как дипломатическое учреждение, должны защищать своих граждан. Я видел только представителя киргизского посольства, хотя самая многочисленная диаспора в лице гастарбайтеров в России — это узбеки…
То, что побили полицейского, и то это гражданин России сделал, стало поводом, чтобы в очередной раз произвести так называемую зачистку. Это своеобразный геноцид иностранных граждан.
Председатель общественной правозащитной организации, комитета «За гражданские права» Андрей Бабушкин рассказал «МК», что у него есть нарекания к палаточному городку, но к московской полиции они не относятся:
- Я был в палаточном городке для мигрантов. Впечатление от него у меня двоякое. С одной стороны все в рамках закона, с другой есть проблемы. К примеру, нет там вентиляторов, нет табуреток — мигрантам приходится ютиться на кроватях. Что касается питания, то при нас не было «первого». И гречка с мясом, кстати, очень вкусная, которой кормили мигрантов, просто не подходила под их желудки — ну, не привыкли они к этой пище. А так, к качеству еды претензий нет. Также неплохо было бы организовать прием пищи в одном пункте питания — пока это невозможно.
Кроме того, наверное, стоит, применить более дифференцированный подход к мигрантам. Потому что в городке был и сириец, который сбежал от войны, и азербайджанец с просроченной визой на несколько дней. Я уже предложил, что нужно разделить мигрантов на три группы. Первая, это те, кто хочет вернуться на родину. Надо отметить, что таких немало в городке. Это люди, которым «напели» о хорошем заработке, который приехали по туристической визе. Их охранять не имеет смысла. Во вторую группу я бы отнес так называемых нарушителей миграционного законодательства поневоле. Это те же мигранты, которые приехали на заработки, но которых обманули работодатели, которых силой удерживали. Этих тоже не стоит охранять. Ну, и третья группа — люди, которые вели асоциальный образ жизни. Эту категорию мигрантов, действительно, имеет смысл держать под охраной.
Прямо у ворот лагеря Корреспонденту «МК» пожаловалась Рая Шалипова, жена задержанного Нусратулы:
— Его задержали 2-го числа, передачи не берут. Бесполезно даже стоять. Я вот три дня уже шатаюсь туда-сюда. Мужа задержали в ФОК «Измайлово». Его вещи до сих пор там, и их не дают забрать. Моему мужу регистрацию сделало начальство. Он платил 3 тысячи рублей раз в три месяца. Мы уже 17 лет живем в Москве и первый раз такое случилось.
Кстати, как рассказали «МК» в Общественной палате, за соблюдением прав мигрантов там обещают следить очень внимательно.
- Мы понимаем, что проблема незаконной миграции в России стоит очень остро и ее необходимо решать. С другой стороны, мы обязаны проследить за тем, чтобы не нарушались права человека. Уже в ближайшее время будет организован рейд во главе с членом ОП Дмитрием Галочкиным в палаточный городок, - заявили «МК» в пресс-службе Общественной палаты РФ.
Дарья Федотова
Максим Григорьев
А КАК У НИХ?
Один из самых известных лагерей для нелегальных мигрантов в Европе находится на итальянском острове Лампедуза. В начале июля Папа Римский Франциск посетил Лампедузу, чтобы помолиться за мигрантов. В начале 2009 г. из лагеря, повалив забор, сбежали семь сотен нелегалов, недовольных условиями содержания. В лагере, рассчитанном на 850 человек, находилось на тот момент 2000. Из-за нехватки места многие вынуждены спать под открытым небом. Из-за наплыва беженцев из Северной Африки во время «арабской весны» итальянское правительство эвакуировало с Лампедузы на материковую часть страны сотни мигрантов, для которых был построен специальный временный лагерь в области Апулия.
В сентябре 2009 г. французские полицейские ликвидировали импровизированный палаточный лагерь вблизи города Кале, где проживали сотни нелегальных иммигрантов. Полиция задержала около 300 человек. Власти заявили, что условия проживания в лагере не соответствуют санитарным нормам. При этом было обещано, что все иммигранты получат возможность официально попросить убежища во Франции, а желающим вернуться на родину будет оказана помощь. Мигранты из ликвидированного лагеря были расселены по другим лагерям.
В прошлом году пресса сообщила, что Греция планирует создать 30 лагерей для нелегальных мигрантов. Некоторые левацкие группы из-за этого начали проводить параллели между современной Элладой и нацистской Германий. Власти же кивают на полицейские данные о том, что из-за наплыва иммигрантов в районе Афин возросло количество преступлений и на то, что в столичном регионе около 5000 нелегалов живут в сотнях заброшенных зданий, а в 2 тысячах случаев мигранты живут в условиях, непригодных для обитания человека. Министр по защите граждан объявил кампанию по переселению 30 тыс. нелегальных мигрантов в «закрытые приемные центры».
Австралия нелегальных мигрантов держит в лагере за пределами своей земли – на территории Республики Науру, власти этого островного микрогосударства принимают беженцев в обмен на австралийскую помощь. На днях в лагере для мигрантов, стремившихся попасть в Австралию, расположенном на территории Науру, был подавлен бунт. Беспорядки спровоцировало выступление австралийского премьер-министра, который объявил о программе переселения нелегальных мигрантов в Папуа-Новую Гвинею. Для подавления бунта на помощь полицейским пришли местные жители, вооруженные мачете и монтировками.
Андрей Яшлавский