- Галина Николаевна, примите наши поздравления! Не каждому в жизни выпадает нести факел с олимпийским огнем. Да еще в 74 года!
- Ничего еще не знаю! Спасибо, порадовали!
- Стало известно, что оргкомитет обратился к продюсерам «Бурановких бабушек» с предложением участия в эстафете еще весной этого года. Была подана заявка на всех участниц. Вас выбрали, как самую спортивную.
- Да, я спортом занималась всю жизнь. Сначала легкой атлетикой. 100 метров и 200 бегала. Это мои дистанции были, никому их не отдавала! У меня также был первый разряд по лыжному спорту. Кандидатом в мастера спорта я не стала, потому что на руках было трое детей, корова, муж. Всех нужно было накормить, напоить. Тренироваться некогда было. Я без тренировок на республиканские соревнования ездила. И теперь на лыжах в лес бегаю.
- После «Евровидения» вы нарасхват. Между выступлениями остается время на хозяйство?
- Ездили на фестиваль в Муром, впереди - гастроли в Перми. Мобилизовались, куда денешься?! Нас надо иногда скипидаром смазывать… Но сейчас стали больше дома бывать, так что в огороде все успели сделать. Лук уже повыдергали. Дожди пошли, так капуста расти стала. Огурцы съел паутинный клещ, я их заново посадила. Арбузы, дыни едим уже. Вырастила их в теплице. Руки черные, не отмываются. В соде их перед выступлениями отмачиваю. Приезжайте в гости, яблок в этом году много, прямо ветки к земле клонятся, козочек ими кормлю.
- Сколько живности сейчас у вас?
- Шесть коз, 23 курицы, два кота, две собаки и я, - смеется моя собеседница. – Одну козочку взяли сейчас на племя.
- Перепечи печете?
- Это блюдо преимущественно зимнее, в печи печется. Сейчас время свежей картошки. Только сегодня выкопала часть урожая, тут же в огороде сварили ее в казане, сидели, обедали в беседке с бабушками.
- На каком этапе строительства находится церковь, на которую идут средства с ваших выступлений?
- Храм уже штукатурят, крышу крыть скоро приедут. Ждем–не дождемся, когда начнутся в нем богослужения. Еще у нас радость – в Бураново провели воду и установили две водонапорные башни.
- Чем порадуете к Олимпиаде в плане творчества?
- Припев песни «Party for Everybody», с которой выступали на «Евровидении» в Баку, переделали на спортивный лад, в ней теперь звучат слова «олимпийк геймс».
ххх
Сразу после победы в национальном российском отборе «Евровидения-2012», я побывала в гостях у бабушек в удмурском селе Бураново, что в Малопургинском районе Удмуртии.
На долгие часы застряла именно у Галины Николаевны Коневой. Оказалось, что у нас дни рождения приходятся на один день и во многом мы с ней совпадаем.
Убедилась, у нее был порядок во всем: в доме, в одежде, в голове. Она бойко бегала на лыжах, могла заложить два пальца в рот, хулиганисто присвистнуть, и прикрикнуть по-буденовски: «По коням!» Именно эта спортсменка следила за внешним видом бабушек. Как прапорщик, могла строго спросить: «Где свежий воротничок?», то есть, где выстиранный и выглаженный передник.
В ансамбле Галину Николаевну всегда величали «мамой». На сцене они так и выстраивались пирамидой: по краям «несущие стены» — руководитель Ольга Николаевна Туктарева и староста Галина Николаевна Конева, которая пела в ансамбле самым низким голосом.
Всем коллективом они часто ходили в лес варить в ведре пельмени, потом хором говорили скороговорки, чтобы речь была внятная.
У Галины Коневой я сидела на лавке у печи с черным котом Угольком, все планы мои рушились, надо была возвращаться в Москву, но трогаться с места не хотелось.
Хозяйка пекла знаменитые перепечи - маленькие открытые пирожки с начинкой типа пиццы. Пела мне на удмуртском языке «Калифорнию» группы «Иглс», «Дым над водой» и «Солдат удачи» группы «Дип пёрпл» и «Йестедей» «битлов». Потом и «Под небом голубым есть город золотой» Бориса Гребенщикова и «Звезду по имени Солнце» Виктора Цоя.
Когда я заговорила об их удачном выступлении на «Евровидении», Галина Николаевна призналась: «Победа — это испытание. Когда льется свет — столько же рядом и тьмы».
Хозяйка много лет пела в церковном хоре. И именно она стала инициатором возрождения сельской Свято-Троицкой церкви. Храм был разрушен еще в 1939 году. Нефтяники нашли в здешних краях нефть, надо было строить контору, церковь и пустили на кирпичи. Галина Николаевна рассказала, что трактористы, что рушили храм, потом первыми погибли на войне.
Все заработанные деньги шли в общую кассу. Свою главную миссию «Бурановские бабушки» видели в восстановлении церкви. А намечена она трехглавый, из красного кирпича.
Волны теплоты, что шли от бабы Гали накрывали меня одна за другой. Хозяйка была очень естественна, жила - ничего не пряча и не скрывая.
Она достала из сундука и показа мне монисто, ожерелье на тесемках, верхний край которого обшит стеклянными бусами и пуговицами из кораллов, нижний — крупными серебряными монетами. У каждой из бурановских бабушек было свое монисто. Они выглядят, как чешуйчатые бока рыбы. Эта реликвия из царских рублей и мелкого серебра передавалась из поколения в поколение.
«Для меня монисто сохранила бабушка, — рассказывала Галина Конева. — В 1941 году, когда серебро собирали на войну, она зашила монеты XVII века в перину».
Следом Галина Николаевна учила меня прясть шерсть. Я узнала, что «пучеко» в переводе с удмуртского — это неровная пряжа, с узелками.
Мы говорили, как достойно прожить жизнь. Хозяйка рассказывала: «Мужа своего я выгнала, когда была на пятом месяце беременности. Он был потомок белогвардейского офицера, завербовался на Север и загулял там. 30 лет его носило, приехал больной сахарным диабетом. Дочь встала на колени, стала просить за отца. Что делать? Приняла и потом 13 лет за ним ухаживала, когда он ослеп и почти не ходил. Делала Владимиру уколы, возила к врачам в Ижевск, ездила за лекарствами в райцентр до самой его смерти».
Глядя на энергичную Галину Николаевну Коневу, трудно было поверить, что 40 лет назад ей и самой был поставлен страшный диагноз – рак. «После операции лечилась, как знахарка сказала, самогоном собственного приготовления, по пять капель в день. При этом в огороде работала, хозяйство вела. И болезнь отступила». Потом и третьего ребенка от любимого мужчины родила. И подняла его сама. Соседи не могли нарадоваться на ладного, ласкового, работящего парнишку: «И в кого у тебя, Галя, сын такой уродился?» Та только посмеивалась.
Потом дети выросли, разлетелись по свету, маму чаще всего навещал тот самый, любимый последыш. Галина Николаевна осталась одна, при этом шутила: «Как «пал сапег» — одинокий сапог». Но одна в доме она практически не бывает. Гостей у Галины Николанвны всегда полон дом.
Когда она уезжает на гастроли, нанимает женщину, за сто рублей в день та кормит ее скотину.
Пенсия у бурановской бабушки - около 9 тысяч. Подъем в 5.30 утра. «А как же, рано проснувшаяся сорока не останется голодной», - приговаривала хозяйка, собирая меня в дорогу. Уезжала я из Буранова с корзиной перепечей и банками с соленьями. Я спешила к автобусу, а Галина Николаевна встала на лыжи и вскоре скрылась в лесу.
Вот такой будет необычный факелоносец на ижевского этапа Эстафеты Олимпийского огня "Сочи 2014".