Согласно исследованиям сексологов, возраст начала половой жизни в каждом поколении напрямую зависит от ситуации в стране и обществе. Бытует даже мнение, что на Западе сознательно поощряют свободу секса, однополые браки, феминизм и т.п., чтобы избежать перенаселения. Поэтому на европейских уроках полового воспитания школьников учат пользоваться контрацептивами и рассматривать секс, как удовольствие для обоих полов и средство выражения чувств, а не способ размножения. Совсем другое дело в больших державах — в США и у нас. Нам нужны новые люди: и налогоплательщики, и рабсила. Поэтому, если у нас и будут уроки полового просвещения, то не такие, как в Европе — ибо госзаказ иной. У нас он направлен на повышение рождаемости и укрепление семейных ценностей, увеличение числа детей.
В суровые 50-е годы и юноши, и девушки начинали регулярную половую жизнь в среднем в 20 лет, но при этом, за редким исключением, на условиях законного брака. В «оттепельные» 60-е, когда с Запада повеяло свободной любовью, ценз невинности упал: запретный плод стали пробовать в 18-19 лет. В застойных 70-х мораль и нравственность снова восторжествовали: плотская любовь начиналась от 20 и позже. В 80-х годах в школах ввели уроки «Психология и этика семейной жизни» и, может быть, поэтому возраст начала половой жизни снова упал до 18-19 лет. А дальше — больше: в лихие 90-е — 17-18, в начале «нулевых» - аж в 16-17 лет. Но, по признанию специалистов, самый швах в этом смысле творится сегодня: современная молодежь вступает в половую связь в возрасте 15 лет, а порой и раньше. По данным сексологов и подростковых психологов, последние 12 лет наши подростки не только знают о сексе все, но и активно занимаются им. Родители склонны обвинять в такой «распущенности» своих детей интернет, ТВ и школу, а школа — интернет, ТВ и семью.
Против уроков любви в школьном расписании
Лев Лещенко: «Уж лучше пестики и тычинки!»
Мэтр отечественной эстрады был школьником в 50-е годы, когда уроки полового просвещения могли присниться учителям только в страшном сне. К моменту ухода со школьного двора Лев Валерианович уже знал все о таинстве плотской любви:
- О физиологическом процессе размножения я узнал из уроков ботаники и зоологии, там были конкретные примеры. И я думаю, что уж лучше тычинки и пестики, чем чужой человек станет толковать вашему ребенку, что мужчина делает с женщиной, чтобы появились дети. Я считаю, что просвещение в этих интимных вопросах должно происходить не в школе, а в семье, и формировать к ней отношение ребенка должны самые близкие, а не посторонние люди. При этом папа должен беседовать на эти темы с мальчиком, а мама — с девочкой. Что же касается современной школы, лучше бы в расписание вернули уроки пения и увеличили бы часы физической культуры для подростков. Сейчас и так слишком много скабрезности.
Иосиф Пригожин: «У россиян гласность только в постели!»
Сейчас Иосифу 43, он рос в ортодоксальной еврейской семье и учился на стыке конца 70-х — начала 80-х в средней школе на Кавказе. Понятно, что половую грамоту Иосифу не подносили на блюдечке ни строгие еврейские мама с папой, ни кавказские учителя. Приходилось до всего доходить своим умом, зато этот кропотливый труд, вкупе с непростым этническо-географическим положением, сформировал в нынешнем безупречном супруге певицы Валерии и любящем отце твердую систему половых ценностей:
- Однажды я получил по губам от своей бабушки за слово «мандарин»! Бабушка плоховато слышала, и ей почудилось что-то другое. Это я к тому, что моя семья была очень строгих правил: мат я впервые услышал на улице в уже взрослом возрасте, а темы взаимоотношений полов у нас не обсуждались. О том, как «делаются» дети, я узнал в своем дворе и вскоре решил опробовать это дело на практике. И тут сказалась строгость воспитания: моя самая первая женщина стала моей первой женой, это было в 19 лет. Правда, потом в моей личной жизни всякое было, у меня даже есть дочь, рожденная вне брака. Однако я пришел к тому, что без любви и семьи жизнь бессмысленна. И если родители хотят предостеречь своего ребенка от ошибок, именно они, а не посторонние дяди и тети, должны рассказать им о самом сокровенном. И никакие школьные уроки за них это не сделают! Ребенок все равно будет дезориентирован, пока главным учителем является интернет, и пока с Запада мы берем не лучшее (культуру, демократию, истинную толерантность), а только самое плохое, что связано со свободой секса. В итоге в нашей стране гласность только в отношении того, что происходит у нас в постели! У нынешнего поколения нет ничего святого, мальчики спят со старухами, девочки со стариками.
Анна Азерли: «Меня просветил отец»
31-летняя оперная певица выросла в интернациональной семье, а в среднюю школу ходила в конце 80-х-начале 90-х аж в далекой Новой Зеландии.
- Мой папа — немец, и когда я достигла школьного возраста, мои родители, дипломаты, работали в Новой Зеландии. Естественно, никаких уроков полового воспитания там не было. Этими вопросами занимался папа, ведь в Германии сексуальному воспитанию детей уделяется очень много внимания, сейчас это обязательный предмет в школе. Я всё знала по папиным рассказам, по западным книгам с картинками, которые он давал мне смотреть. Начиная лет с 6-ти, отец стал посвящать меня в человеческую физиологию — постепенно, аккуратно. Однако первое ощущение от подобных знаний – все равно шок. Особенно, когда видишь на картинке строение тела взрослых людей. Но лучше этот шок испытать дома, среди родных, чем в школе перед сверстниками. В этом тонком вопросе не только неверно сказанное слово, но даже неверная интонация может сыграть роковую роль. Я, например, сформировалась достаточно рано, и годам к 12 уже ощущала на себе мужские взгляды. Но я знала, что означают эти взгляды, что это плохо и опасно в моем возрасте, и не позволяла никаких поползновений в мою сторону.
Владимир Брилёв: «А-а-а, так вот как это делается!»
28-летний певец был школьником лихих 90-х, когда средней школе, как и всей стране, было не до полового воспитания.
- Когда я лет в 9 узнал, откуда берутся дети, никакого особого шока у меня не возникло, я просто подумал: «А-а-а, так вот как это делается!». Думаю, я просто был ещё слишком мал и не успел ничего нафантазировать на эту тему. Правда, родители никогда не рассказывали мне истории про детей в капусте, зато в нашей домашней библиотеке было много советских книг по педагогике и энциклопедий, из них я все и узнал. Там всё было очень скромно, зато так четко и понятно, со схематичными картинками, что у меня 9-летнего не возникло дополнительных вопросов. Никаких эротических фантазий эти книги не навевали. Позже мы о многом говорили во дворе, но я все время вспоминал книжки, поэтому отличал правду от вымысла. Но не уверен, что эти же знания я так же серьезно воспринял бы, если бы мне давали их в школе, при всех. Ведь особая удаль подросткового коллектива, особенно мальчиков, - это хихикать и демонстрировать наплевательское отношение к учебе в целом. А уж к такому предмету тем более.
За половое просвещение за партой
Поддерживают новую инициативу в основном молодые да ранние. А также некоторые «старые кони», которые могут похвастаться не только богатым опытом, но и тем, что ни одной борозды не испортили.
Константин Крымский: «Никаких персиков и грибочков!»
Певец пошел в школу в конце оттепельных 60-х, уроков половой грамотности не получал, на сегодняшний день он разведен и «воскресный папа» 3 сыновей:
- Я — за половой ликбез в школах! У меня самого большой опыт в объяснении детям этой щепетильной для многих темы. Помимо того, что я объяснял своим сыновьям, так ещё и детям сестры, поскольку ей самой «было неловко». И я заметил, что у нас нет нормальной литературы, которая доходчиво, без пошлости может объяснить «что да как». Я против того, чтобы детям объясняли все понятия иносказательно: никаких «персиков» и «грибочков»! Подростки должны понимать, как с научной стороны всё называется, и знать, что это не ругательные слова, а термины, тогда и мата на улицах будет меньше. Просто необходимо подключать профессионалов к разработке программы полового воспитания, созданию книг, литературы с правильными научными комментариями, но на доступном для детей языке. И в школе, класса с 6-го уже надо начинать вести разговоры! Сейчас дети раньше морально созревают, многое знают, но не всё верно толкуют. Чем раньше подростки узнают правду, тем больше они будут задумываться над последствиями и здоровее будет наше общество. Много проблем идёт от незнания или дезинформации, которой полно на улице. А нас всех, увы, учила именно она.
Маргарита Суханкина: «Со всеми вопросами — во двор!»
Солистка группы «Мираж» училась в школе в застойные 70-е и, соответственно, секс-ликбеза не получала. Сейчас Рите 49, за ее плечами бурная молодость и несколько законных браков, а полгода назад она стала приемной матерью мальчика и девочки из детского дома.
- Старшая сестра моей подруги училась в мединституте, дома у них всегда была литература о строении человека, и все свои первые знания мы черпали оттуда. К сожалению, в те времена ни у учителей, ни у родителей было не принято разговаривать с детьми на такую тему. А если взрослому даже задашь вопрос, то получишь ответ про «капустные грядки», а то еще и отругают за излишнее любопытство. Поэтому со всеми вопросами — во двор! Честно говоря, сейчас я и сама не готова рассказывать своим детям всю правду. Родителей можно понять: они могут стесняться, подбирать неправильные слова. Мне кажется, это дело следует доверить профессионалам. И классно было бы не только детям давать «уроки полового воспитания», но и их родителям объяснять, как доносить эту информацию до чад.
Элиас Регул: «Семейную жизнь мы не прогуливали!»
Предмет особого интереса: как просвещались представители секс-меньшинств? Оказывается, в школе режиссера ApoGay-театра и активиста российского «радужного движения», уже более 6 лет состоящего в счастливом однополом браке, уроки этики и психологии семейной жизни как раз велись! Сегодня 36-летний Элиас активно приветствует введение полового воспитания в школе:
- Все подробности интимной жизни я узнал в 6 лет из специальной книги для детей, которую мой дядя привез из Норвегии. В Европе уже тогда выпускали такие книжки-игрушки для самых маленьких: там, в красочных картинках, описывается все, что происходит между мужчиной и женщиной, прежде чем у них появляется ребеночек. Я помню, что просмотрев эту книгу впервые, я почувствовал некое возбуждение. Я испытывал уважение к тайне взрослых, когда они уединялись по вечерам для просмотра эротических фильмов. А уроки этики и психологии семейной жизни в нашей школе, они у нас были в 9 и 10 классах, пользовались бешеной популярностью! Гормоны-то у всех бушевали, эти уроки никогда не прогуливали ни мальчики, ни девочки! Помню, «семейную жизнь», как мы называли спаренные 5 и 6 урок каждую среду, у нас вели попеременно молодая сексапильная практикантка с психфака и прекрасный утонченный учитель-словесник. Эх, вернуть бы такие уроки! Чем раньше ребенок будет посвящен в реальную физиологию, тем меньше риск возникновения у него всяческих половых фобий, в том числе и гомофобии.
Константин Яблоцкий: «Мальчики описывали женские органы, а девочки — мужские».
Президент международной ассоциации ЛГБТ-спорта и чемпион мира в однополых танцах на льду тоже учился в самое перестроечное время — с 83-го по 93-й.
- О том, что делают между собой родители, чтобы получились дети, я прочитал в советской книжке "Мать и дитя", где был подробно описан половой акт и рождение ребёнка. Ничего особенного при этом я не почувствовал. Я был очень домашним, правильным ребёнком. По дворам не шлялся, все время был занят: музыкальная школа и языковая гимназия, где большое внимание уделялось и урокам полового воспитания. В 7-ом классе к нам пришла женщина и рассказывала о строении мужских и женских половых органах. Мы даже писали по этому рассказу какую-то самостоятельную работу. Мальчики должны были описать женские органы, а девочки — мужские. Но тогда это всё было так далеко от меня...
Позже, в 9 классе, был специальный урок полового воспитания. Класс разделили на две группы: мальчики и девочки. Девочек увела женщина, а с нами общался мужчина... Сейчас я сам вот уже 7 лет работаю учителем химии в школе для детей с ограниченными возможностями. Думаю, что уроки полового воспитания в школах надо возобновить. Школьники должны понимать, что сексуальность не выбирают, с ней рождаются.
Яна Гривковская: «Я до сих пор не знаю, откуда берутся дети!»
29-летняя эпатажная писательница ходила в школу в конце 90-х.
- Правду о том, откуда берутся дети, я так и не узнала. Мне до сих пор никто ничего толком не объяснил! В раннем детстве я думала, что нас намолила бабушка, потом появилась версия про аистов, затем выяснилось, что дети появляются после секса, а недавно мне рассказали, что их рожают из пробирки. А в детстве от полного неведения и половой безграмотности меня спас случай: когда мне было 7 лет, родители забыли вынуть из видеомагнитофона видеокассету, где упитанная самка скакала на белокуром самце под крики «Даз ист фантастиш». И с этого момента я начала подозревать, что в отношениях моих родителей что-то нечисто... Я сразу подумала: это сколько же я должна получить в подарок кукол Барби, чтобы издавать такие же радостные звуки?
К счастью, за свою безопасность я всегда могла постоять сама. В 12 лет я сама уже ставила опыты над сильным полом. Прекрасно зная, что за нами в раздевалке перед физ-рой подсматривают мальчики, я всегда подбирала самое красивое нижнее белье и, переодеваясь, принимала самые выгодные позы, подсмотренные в журналах для мужчин. А вот уроков полового воспитания от профессионалов мне в школьные годы явно не хватало.
Гуля UEKZ: «Мне было стыдно мучить маму неудобными вопросами!»
Выпускница тех же шальных 90-х, 25-летняя певица уже замужем, но детей пока нет. Однако когда они будут, Гуля желала бы им посещать уроки половой грамотности:
- Лично мне изначально говорили про аистов, но я не считаю правильным говорить детям неправду, даже если это ложь во благо. Вполне можно аккуратно сказать, что малыш появляется из животика. Ещё в детском саду мы начали обращать внимание на противоположный пол. Садились на горшок, видели, что мы разные, и бежали с вопросами к родителям. Но не все родители готовы внятно и без ненужного смущения объяснить чадам, что к чему. У нас дома была «сексуальная энциклопедия», ее я и листала, мне было стыдно мучить маму неудобными вопросами. Но позже, когда родители застали меня за этим занятием, им все же пришлось потрудиться, чтобы пояснить, что происходит на картинках. А когда на телевидении все чаще стало употребляться слово «секс», я снова пристала к ним с расспросами. Как и у большинства детей, у меня возникал на эту тему как огромный интерес, так и некий стыд. Ведь ты уже это все знаешь, а родители наверняка думают обратное. Даже когда мы с мамой смотрели фильм, я сама уходила, когда понимала, что это сцена не для моего возраста. Мне было неловко показывать родителям свой живой интерес к этой теме, грузить их разговорами, которые, как я видела, их напрягают. И это при том, что всю технологию секса я знала к 10 годам - друзья, школа, мальчишкам всегда нравилось говорить об этом, а в этом возрасте поневоле станешь слушателем. Позже и родители ничего не скрывали: отвечали прямо, не подбирая слова. Но меня это смущало, уж лучше бы это сделал какой-нибудь школьный психолог.
Джиа Скова: «Те, кто не были голодны, были чересчур возбуждены»
23-летняя голливудская звезда Gia Skova еще недавно была Гулей Сковородиной из Самары, где и училась в вольготные нулевые. Даже из Голливуда Джиа ратует за половое воспитание в отечественных школах:
- Первые сведения о сексе я получила из научного источника - подружка показала мне книгу И.С. Кона. Как сейчас помню то чувство исследователя, первооткрывателя. Но, учитывая, что я родилась в переломное время 90-х, на мои «научные знания» очень скоро наслоилась противоречивая реальность. В то время что такое хорошо и что такое плохо, было не совсем понятно. То, что считалось «нельзя», стало можно - я имею в виду пропаганду секса, эротику, видеосалоны на каждом углу. «Царящую волну надвигающейся сексуальной революции», как писали журналы того времени, мы, подростки, чувствовали по странному поведению взрослых. Например, не было понятия «педофилия», как страшного преступления. То время мне запомнилось тем, что те, кто не были голодны, были чересчур перевозбуждены. Я считала, что не отличаюсь особой красотой и буквально жила в интернете. Но чуть позже стандарты красоты стали соответствовать моему субтильному образу. И помню, как однажды воспитатель отвел нас в видеосалон на какой-то боевик. А после мы как бы невзначай задержались и стали смотреть «Эммануэль». Конечно, мы для вида закрывали лица руками, но почти все подсматривали. А подруги подсматривали еще и за лицами мужчин, которые сидели рядом. Было весело! Честно говоря, многие мои подруги задолго до совершеннолетия научились не то, что бы получать удовольствие от секса, а зарабатывать им. Мне больше нравилось зарабатывать умом и волей, а не телом, и я стала пробовать себя в бизнесе. Думаю, нам не хватало грамотного просвещения на тему секса, а окружающая среда того времени внушала нм, что женское тело — это отличная статья дохода. Лично меня спасло то, что я от природы скромная. Поэтому сейчас я в Голливуде, здесь скромность сегодня в моде и в большом почете, ибо является штучным товаром.
Карина Бурда-Барби: «В 20 лет девственница — да за такое издевательство судить надо!»
24-летняя бывшая отечественная порнодива, а ныне руководительница благотворительного фонда имени «Ласкового Мая» Карина Бурда по кличке Барби в школу ходила в Караганде. Закончила, правда, всего 9 классов, но многое помнит:
- Половое воспитание? Да, было у нас в Караганде. Один раз нам в класс принесли прокладки и тампоны и объяснили, как этим пользоваться. Правда, это был не урок, а рекламная акция производителя гигиенических средств. Но все равно нам понравилось, и мы все расхватали. И я хочу сделать заявление: в российских школах не хватает полового воспитания! Вот, например, недавно я спасла ребенка, которого истязали родители. Правда, ей 20 лет и она позвонила в мой фонд сама. Но это дела не меняет! Девушке 20 лет, она единственный ребенок в приличной московской семье, но родители так над ней издеваются: они не пускают ее одну дальше собственного двора! И в 20 лет она еще девственница! Да их судить надо за такое издевательство над дочерью. Свобода — вот что главное для человека. Ну и, конечно, знание физиологии.
ххх
Об отдаленных последствиях первого сексуального опыта рассуждает сексолог Игорь Камарский — на примерах из собственной практики. Подростки рассказывают когда и при каких обстоятельствах они получили первый сексуальный опыт.
Марина, 16 лет: «Это было год назад. Мне нравился старшеклассник Сережа. Летом мы случайно встретились в моем дворе. Целовались до темноты, потом он отвел меня в маленький домик на детской площадке. Там пахло кошками, мимо ходили люди. Мне было неловко, стыдно, я хотела убежать, но почему-то осталась. Сережа был грубым, мне было очень больно. Он меня отругал за свои джинсы, испачканные моей кровью. На прощание даже не поцеловал! Я долго плакала дома... Через несколько месяцев я попробовала с другим – все тоже самое...»
Сексолог: «Самый часто встречаемый тип сексуального расстройства у девушек – это неспособность достичь оргазма. Причина: неудачный первый сексуальный опыт. К разочарованию приводят и неверные ожидания. Тебе рассказывали одно, а на деле вышло иначе. Девушкам в принципе сложно испытать с первого раза оргазм и если так вышло, они начинают думать, что с ними что-то не так. Необходимо время и понимающий, любящий партнер, с которым не торопясь и в нормальных условиях нужно познавать азбуку секса.
Цифры: 40% девушек распрощались с невинностью дома (на даче) у себя или у партнера в отсутствии родителей. 15% начали половую жизнь в машине. 15% – за городом, 30% – в заброшенных местах.
Илья, 18 лет: «Мне не было пятнадцати. Я тогда попал в компанию старшего брата. Его друзья меня напоили. Очнулся я почти без одежды, парни привели какую-то девушку, сказали, что это моя первая женщина. Она была совсем некрасивая, смеялась, показывая на меня: «петушок» у него такой крошечный и быстро отстреливается». Меня стошнило прямо ей под ноги. Она обиделась, остальные ржали. После этого боюсь с женщинами иметь дело. Думаю, теперь я импотент».
Сексолог: «Первый сексуальный опыт у мальчиков может повлиять на его будущую интимную жизнь. Если юноша «не сдал экзамен» в первый раз, он будет бояться повторить неудачу, начнет избегать девушек и подобное поведение может привести к сексуальным расстройствам».
Цифры: У сексуально активных подростков «хромает» учебная успеваемость. Среди них в 2,5 раза больше второгодников. Желающих учиться в вузе на 10% меньше. Курящих и пьющих втрое больше, чем среди девственников.
Лариса, 19 лет: «Нам было по пятнадцать лет. Все разговоры о мальчиках и сексе. У подруг уже был секс, одна я не была с парнем и мне было стыдно в этом признаваться. Мне никто не нравился, но я не хотела быть «белой вороной», поэтому согласилась с тем, кто первый предложил. Не знаю, о чем я тогда думала. Вспомнить нечего, кроме боли, неудобства и чужого противного дыхания. Очень жалею сейчас об этом... А подружки мои, кстати, наврали тогда про свой первый секс. Позже в этом сами признались».
Сексолог: «Окружение подростка играет большую роль. И если твои сверстники постоянно твердят о сексе, о том что они его испытали или по крайней мере, так утверждают, очень трудно остаться равнодушным и не поспешить исправить ситуацию. У нас такие исследований почти нет, а при соцопросе среди американской молодежи в возрасте 15-16 лет на тему: «Почему вы занимаетесь сексом?» – 100% тинейджеров ответили: «Потому что все занимаются этим».
Цифры: Во время первой интимной близости влечение отсутствует у 30% девушек и 1,6% парней. Настоящее сексуальное желание отмечали 3% девушек и 32% юношей.