Жалоба Михаила Ходорковского была подана в ЕСПЧ в марте 2006 года и признана приемлемой по ряду заявленных нарушений Конвенции о правах человека.
Речь идёт о нарушении отдельных положений Европейской конвенции, которые гарантируют защиту собственности, а также право на уважение частной и семейной жизни. Согласно изначальной жалобе Ходорковского, его интересы были ущемлены во время этапирования в колонию Краснокаменска Читинской области в 2005 году — это создало трудности в общении и свиданиях с близкими людьми.
Платон Лебедев, соответственно, жалуется на то же самое — его колония располагалась в посёлке Харп Ямало-Ненецкого автономного округа. Согласно решению суда, нарушены требования статьи восьмой (об уважении частной и семейной жизни) «в связи с отправкой Ходорковского и Лебедева для отбывания наказания в исправительные колонии за тысячи километров от Москвы и их семей. Теперь решено взыскать с России десять тысяч евро в пользу бизнесмена. Лебедев денег не получит».
Также решено, что Россия нарушила статью первую Протокола № 1 к Конвенции (защита собственности) «в связи с необоснованным решением суда обязать Ходорковского возместить государству сумму налогов. которые не были уплачены компанией ЮКОС».
Однако Европейский суд продолжает настаивать на том, что преследование Ходорковского и Лебедева носит не политический подтекст. Согласно решению суда, в этом вопросе Россия не нарушила права арестованных — основания для приговора имелись. Как сообщается в пресс-релизе, предоставленном Европейским судом, «Обвинения против двух российских бизнесменов имели весомые основания, но судебное рассмотрение их дела было несправедливым, а направление их в отдаленные исправительные колонии — необоснованным». Кроме того, отмечается факт давления на юристов Ходорковского.
Напомним, что впервые Михаил Ходорковский обратился в суд Страсбурга с просьбой о защите в 2004 году — в Москве он был арестован годом ранее вместе с Платоном Лебедевым. В мае 2005 года их приговорили к девяти годам лишения свободы по обвинению в мошенничестве и неуплате налогов (позже срок был сокращён до восьми лет). В декабре 2010 года последовал новый приговор (т. н. «второе дело»), согласно которому они получили тюремный срок 14 лет за хищение нефти и легализацию выручки от ее продажи.
Мосгорсуд признал этот приговор законным, однако срок наказания был в итоге снижен до 11 лет заключения каждому (срок отсчитывается в 2003 года). Европейский суд по правам человека рассмотрел первую жалобу Ходорковского в мае 2011 года.
– Я считаю, что это несправедливое и трусливое решение, – прокомментировала «МК» вердикт Страсбургского суда правозащитница Людмила АЛЕКСЕЕВА, – потому что не увидеть политической подоплёки в этом деле нельзя — для этого надо попросту быть слепым! Европейские деятели пасуют перед нашими властями. Обычно Европейский суд держался мужественно, но в данном случае и они поступили, с моей точки зрения, трусливо.
– На отношениях России и Европы это может отразиться?
– Я не берусь это комментировать. Пожалуй, никто не хочет ссориться с Россией, и этим объясняется произошедшее — ведь и российский суд приложил немало усилий к тому, чтобы было вынесено такое решение. Что наша страна для этого делала, какими аргументами оперировала — мне трудно судить. Но я одно знаю: настолько очевидно, что дело это — несправедливое и политически мотивированное, что надо быть слепым, чтобы этого не заметить. Для этого не обязательно хорошо разбираться в политике.
– А что может ждать Ходорковского и Лебедева в будущем? Их срок истекает в 2014 году — действительно ли они смогут выйти?
– Мне хотелось бы надеяться, что это будет так. Хотя есть опасение, что до тех пор, пока у власти Владимир Владимирович Путин, шансы Ходорковского на освобождение под большим сомнением. Происходящее вообще заставляет задуматься о независимости суда...
Два юбилея Михаила Ходорковского