Вступили в силу изменения в Законе «О занятости населения». Теперь работодателям в объявлениях о поиске сотрудников нельзя ставить ограничения по возрасту, полу и национальности. В вакансиях больше не будут фигурировать такие характеристики, как имущественное и семейное положение, цвет кожи, родной язык и происхождение претендента. По мнению властей, исчезнет дискриминация при приеме на работу, и все будет зависеть только от деловых качеств соискателя.
Ой ли? Ведь при желании наниматель найдет тысячу благовидных причин для отказа.
На самом деле дискриминация и так была запрещена законом. В конце концов, Конституция гарантирует нам всем равные права. Казалось бы, зачем огород городить? Сколько ни говори «халва», во рту слаще не станет.
Мне кажется, что эти меры ничего не дадут, кроме головной боли. Причем пострадают обе стороны: работодатель, которому теперь придется отсеивать массу лишних людей, и сами желающие трудоустроиться. Да, ни одно кадровое агентство не посмеет задать вам вопрос о возрасте. Зато будете ездить на интервью с утра до ночи.
Взять хотя бы злополучный возраст. Тот, кто хоть раз сталкивался с проблемой поиска работы, прекрасно знает, что, если тебе за 40, тебя не примут, будь ты хоть семи пядей во лбу. Предпочтение отдается молодым. В США за объявление: «Требуется секретарь. Девушкам старше 25 не звонить» — работодатель будет отвечать в суде. У нас это было обычной практикой, и ситуация вряд ли изменится.
В принципе в столице можно найти работу по самым разным специальностям. На соответствующих сайтах много предложений, в том числе и заманчивых.
За пару дней до принятия поправок в закон я ради интереса позвонила по нескольким объявлениям. Вопрос о возрасте — один из первых. Называла цифру от фонаря: 40 лет. Как правило, на этом знакомство обрывалось. Меня даже не приглашали на собеседование. Где-то прямо говорили, что ищут сотрудников до 30, а где-то сразу вешали трубку. Не спрашивали ни об опыте работы, ни об образовании. Такое впечатление, будто я нанимаюсь тренером по фитнесу, спасателем или стриптизершей.
Но разве сорок — это такой уж минус? Люди готовы полностью посвятить себя работе. Дети уже выросли, внуки еще не родились, опыт имеется и глаза горят. Не зря ж говорят: сорок пять — баба ягодка опять! Но нет, не хотят.
Никто не спорит, что есть профессии, где возрастной ценз не только оправдан, но и необходим. Например, когда требуются физическая сила, выносливость. Но так ли уж важен год рождения для врача, юриста, инженера, редактора?
Если шеф хочет лицезреть в своей приемной исключительно юную секретаршу славянской внешности, да еще и с модельными формами, никто не заставит его принять на работу зрелую даму с монументальным носом и иссиня-черными волосами. Претендентке не скажут в глаза, что ее поезд давно ушел, но всегда можно найти слабое место, было бы желание… Как на экзамене, когда есть установка срезать.
В общем, во всей этой затее мне видится лишь один плюс: не так обидно будет, когда укажут на дверь.