Шамиль Маржанов перед гибелью сына видел предзнаменование в небе
- У меня весь мир перевернулся. Я в эти дни как будто сам умер. Даже хуже, - внешне спокойно говорит отец погибшего Руслана. – Ты даже представить себе не можешь, какой позитивный у меня сын был. Солнечный человек. Он в жизни никого не обидел. Его весь город знал. Он с детства музыкой занимался, ходил в музыкальную школу. Он в наших клубах выступал. Занимался спортом. Отслужил в ВДВ под Новороссийском. Год назад демобилизовался. Руслан всегда с уважением к старшим относился, всегда ко мне прислушивался. В день смерти мальчика над домом у нас радуга взошла. Это было знамение архангела Михаила…
Отец погибшего Шамиль Маржанов человек достаточно необычный – по национальности татарин, по вероисповеданию – православный. Мать Светлана Владимировна в ребёнке души не чаяла.
Пугачев – типичная российская провинция. Город находится в 5 часах езды от Саратова в заволжских степях. Сейчас подъезды к городу перекрыты полицейскими. Они проверяют документы у всех подозрительных.
Таксист Дмитрий, что везёт меня от города Балаково, говорит, что никакого особенного национализма в Пугачеве нет: «Столетиями спокойно вместе жили – русские, татары, казахи. Здесь все давно перемешались. Проблемы только с чеченцами. Их молодёжь ведёт себя нагло, всегда демонстрирует превосходство. Глядишь: из Чечни нищий приехал, а через год у него уже машина, дом строится. Полицию на корню скупают, а та их ещё и боится. Я точно знаю, кому они взятки давали за то, чтобы их не трогали. Сейчас всех горцев эвакуировали. Но, говорят, они вернутся мстить. Якобы отряд собрали 3 тысячи человек, чтоб с нами, пугачевцами, разбираться».
История нового пугачевского восстания началась в ночь с 6 на 7 июля. В популярном кафе «Золотая бочка» произошёл конфликт между 20-летним Русланом Маржановым и группой чеченцев. По смутным данным Руслан пришёл в заведение с девушкой, которая приглянулась горцам. Драка завязалась непосредственно в кафе, однако атаман Волжского казачьего войска Олег Тенькаев, что обеспечивал порядок в заведении, выдворил ребят на улицу. На том и успокоился. В драке один на один Руслан соперника одолел (служба в ВДВ не прошла даром), но вертлявый чеченский подросток выхватил скальпель и нанёс Руслану 7-8 ударов в область спины и груди. Друзья Руслана отвезли его в больницу. « В больнице долго врача ждали, - вспоминает отец погибшего. - Когда начали реанимировать, он уже умер. Хотя в машину сел своими ногами. Он просил, говорил: «Помогите, я умираю».
Несовершеннолетний (16 лет) Али Назиров был по горячим следам задержан. Дальнейшие события развивались стремительно. В воскресенье 7 июля, попрощавшись с погибшим, толпа людей пришла на Соборную площадь города. Люди обсуждали вызывающее поведение приезжих с Кавказа, особенно оскорбления в адрес девушек. В какой-то момент поступила информация, что на выезде из города собралось несколько десятков чеченцев для выяснения отношений. Около двухсот человек двинулись в сторону гостей с гор. «Представляешь, мы приехали туда, а чеченцы лезгинку танцуют? У нас у всех горе, а они насмехаются! Полицейские при этом сначала за руку с ними поздоровались, а потом на нас попёрли – применили дубинки, «черёмуху». Мы два оцепления прорвали, одно оставалось, чтоб до джигитов добраться. Их бы на месте разорвали», - вспоминает Шамиль Маржанов.
8 июля в первой половине дня состоялась встреча главы администрации с разгневанными горожанами. Станислав Сидоров начал рассказывать об успехах в борьбе за нормализацию этнического напряжения. «Толерантность, многонациональность, следствие ведётся». Но людей чиновник не убедил – они облили Сидорова водой и закидали яйцами. К вечеру горожане перекрыли трассу «Самара-Волгоград», а также поговорили в местном ДК с вице-губернатором Саратовской области Денисом Фадеевым. Ночью группа пугачевцев попыталась поджечь магазин «Халяль», принадлежащий кавказцам.
Главная причина: накипело
В приёмной главы Пугачевского района Станислава Сидорова многолюдно. Из кабинета в кабинет снуют многочисленные просители и ходоки. Грузно ходят омоновцы в бронежилетах и размахивают как авоськой с овощами автоматами «Калашникова». Однако Сидорова, кажется, больше пугают не автоматы а мой пакет с яблоками, который мне вручил Шамиль Маржанов. Чиновник, видимо, до сих пор вспоминает яичную экзекуцию и ничего хорошего от продуктов питания не ждёт.
- Позавчера ушёл с работы в полтретьего ночи, вчера – в полвторого, - загибает пальцы Станислав Анатольевич.
- Какие причины у произошедших событий? Почему взволновались люди?
- А не знаю, - взрывается глава района. – Я вот тоже понять не могу: ходят каждый день. Ходят и ходят. Их причин я не понимаю. Чеченцы, которые были, уже уехали. Точно знаю, что к нам заехали специальные люди - провокаторы и экстремисты. Основное требование протестующих какое? Выселять чеченцев. Это абсурдно и невыполнимо. Свет есть, газ есть, вода есть, река Иргиз есть. Что им ещё надо?!
- Скажите, есть ли у вас данные по национальному составу района? Сколько в районе чеченцев?
Сидоров вскакивает с кресла и водит рукой по карте района. «Вот смотри: у нас в городе живёт 42 тысячи человек. Чеченцев во всём районе ровно 97 человек, 18 семей! Мест их локального проживания нет».
- Вы говорите о тех, кто здесь зарегистрирован. Люди говорят, что большинство приезжих живут без прописки и регистрации. Есть данные об общем числе приезжих из Чечни?
- Этого сказать не могу. Единственная причина: у людей накипело. Согласен, что убийство стало поводом. А потом уже специальные провокаторы людей подогревают, в том числе алкоголем. Поэтому продажу алкоголя в городе с 9 по 19 июля мы полностью запретили. Экстремисты тут всё подогревают, их цель развалить Россию, разделить её на несколько частей. При этом шума много, но до сих пор ни одного заявления в прокуратуру, ни одной жалобы в полицию на действия чеченцев не поступило. Это к слову о цене всех этих слов.
Сход эмоций
В четверг в 18.00 в Пугачеве должен был состояться большой народный сход на центральной площади. С самого утра ничто особенных событий не предвещало. Люди спокойно торговали на рынке, машины медленно тряслись на ухабах. В глаза бросалось только обилие полицейских. Стражи порядка были повсюду: сидели в местных кафе, переводили деньги на телефон, стояли в очередях в магазинах, отмахивались фуражками от многочисленных мух. Пугачев был похож на фантастический город, где живут только полицейские, а пугачевцы в штатском как будто приехали на них поглазеть. «Отовсюду согнали их – в Саратове, Балакове, Ершове полицейских не осталось – делай что хочешь», - говорят между собой жители бунтующего райцентра.
Весь день в Пугачеве лил сильнейший дождь. За полчаса до схода на главной площади, кроме корреспондента «МК», не было ни души. Однако потихоньку в небе появлялся синий просвет чистого неба. Это удивительно, но ровно в 17.55 дождь прекратился и выглянуло солнце. Люди стали лениво подходить к месту действия и в какой-то момент оказалось, что вся площадь забита людьми. На сход пришло более тысячи человек. Надо сказать, что ни одного пьяного или неадекватного среди собравшихся, вопреки словам главы района, замечено не было. Не было и специальной звукоусиливающей аппаратуры. А потому собравшиеся группировались вокруг отдельных особо смелых ораторов.
Из автомобиля подъехавших десантников разносится по площади песня: «Расплескалась синева по петлицам, по погонам. Я хочу, чтоб наша жизнь продолжалась…».
Что же вывело людей в таком впечатляющем для дремотной провинции количестве? Оказывается, убийство Маржанова – далеко не первая подобная разборка. Некоторое время назад 24-летний чеченец Беслан Мудаев у того же кафе «Золотая бочка» убил 28-летнего Николая Вешнякова. «Схема такая же, - говорит парень в десантной тельняшке. – конфликт в кафе, драка. Там, где русский просто хочет подраться, чеченец убивает. Там, где русский побеждает, чеченец подло бьёт лезвием». Мудаев был быстро задержан и вскоре приговорён к 10 годам колонии, но отбывает их в родной Чечне, а говорят, что может и не отбывает.
В процессе диалога с пугачевцами выясняется, что причин их выступления по сути три, а не одна: кроме этнического беспредела приезжих с Кавказа, это слабость и продажность правоохранительных органов, а также общее тяжелое социально-экономическое положение.
При этом о каком-то особом национализме пугачевцев говорить не приходится. «Мы всю жизнь живём бок-о-бок – православные и мусульмане. Мы привыкли, проблем нет. Все уважают друг друга. Да, бывают какие-то бытовые конфликты, но всё решается в рамках общечеловеческой морали, - говорит жительница города Асия Файзулина, пришедшая на акцию в красном одеянии. - Проблема только с выходцами из Чечни. Они одинаково презрительно относятся здесь ко всем, кроме своих соплеменников. Они хотят доминировать».
Пугачевцы как один говорят, что чеченцы не оформляют себе прописку и никакого контроля за их перемещениями власть не осуществляет. Это добавляет их действиям безнаказанности. Обвиняют горцев и в том, что они не платят налоги. «На рынок без разрешения я выйти не могу, - говорит бойкая женщина Алевтина Ивановна. – Мне урожай продать негде. Эти платят взятку и торгуют сколько угодно. ИП зарегистрировать я не могу – налоги неподъёмные. Эти за взятку всё решают».
Кроме того, чеченцы, по словам жителей города поголовно ходят с оружием «У всех стволы есть, - говорит сурового вида мужчина по имени Алексей. - В Чечне оружия полно, привезти сюда за те же взятки проблем никаких. Известно несколько случаев, когда они просто для своего развлечения обстреливали автомобили на ходу. То ли из травматического, то ли из огнестрельного. Один раз при мне случай был – я лично дырку в крыле видел».
Ещё одна претензия: демонстративное пренебрежение местными традициями. «Я пенсионер. Я живу рядом с нашей больницей. У этих есть привычка: они обожают по ночам под окнами медучреждения танцевать лезгинку. Ну, это нормально? При этом мне за бутылку пива на улице тут же штраф выпишут».
Безымянные активисты во время схода собирали подписи за радикальное выселение всех чеченцев. Между собой пугачевцы говорят, что горцы готовят месть – после отъезда полицейских в город-де нагрянет карательный отряд. «Они мне так и говорили: будем насиловать и убивать», - истошно закричала в какой-то момент взъерошенная женщина.
Отдельной строкой люди говорят о попустительстве правоохранительных органов. «Как только темнеет – на улице ни одного мента! – возмущается вся площадь. – Нормальное освещение есть только на одной дороге – улице Ермощенко. Остальные в темноте. В клубах наша молодёжь за вход платить обязана, кавказцы проходят бесплатно. Факты коррупции, продажности известны всему городу и тишина». Впрочем, глава городской полиции Игорь Лопаткин в результате пугачевского восстания от своих обязанностей-таки отстранён.
Наконец, последним пунктом в списке важнейших причин идёт тяжёлое социально-экономическое положение. «Средняя зарплата у нас в городе 5-10 тысяч, - рассказывает корреспонденту «МК» сотрудница газеты «Пугачевское время» Светлана. - На стройке мужчины могут покалымить – там тысяч 12-15 выходит, но попасть туда непросто. У меня муж работает в шиномонтажной мастерской за 5-6 тысяч. Работает с 8 утра до 20.00. Моя зарплата составляет 4500 рублей. Вы представляете как на такие деньги жить? Хватает только на еду. А как рожать детей? Это просто по миру пойдёшь. У нас тут нет нормальной работы, нет производства. Было несколько крупных предприятий, да они разрушены. Тут нет перспектив для молодёжи. Кто-то уезжает на заработки в крупные города – разваливаются семьи».
Власть к ответу
Интересно, что за всем происходящим на площади полицейские наблюдали достаточно спокойно, хотя ни о каком согласовании схода речи не шло.
Неожиданно, как по команде пугачевцы двинули на здание администрации. Никто не прокричал ни слова, но через две минуты районная администрация оказалась в кольце. Здание для защиты от протестующих окружила цепь ОМОНа. К людям вышел председатель Саратовской областной думы Владимир Капкаев и всё тот же глава администрации Пугачевского района Станислав Сидоров.
- Земляки! – закричал в появившийся мегафон Капкаев. - Деятельность местной власти, в том числе предыдущих районных руководителей, будет пристально рассмотрена правоохранительными органами. Особое внимание будет уделено тому, как чеченцы получали здесь бизнес, какой это бизнес, кто к ним приезжает, чем занимаются. Миграционная служба будет обходить поквартирно каждую чеченскую семью. Будет выясняться сколько прописано людей, на каких основаниях, кто разрешил. Проверяют общежития, магазины, кафе, села вокруг райцентра, а также прилегающие районы – Перелюбский, Ивантеевский. Через два месяца пугачевцам будет дан подробный ответ на все эти вопросы.
- Люди боятся, что после отъезда полиции чеченцы вернутся в город мстить. Что вы на это можете сказать? – закричали из толпы.
- До тех пор, пока есть хоть малейшая угроза дестабилизации обстановки, полиция отсюда не уедет.
- Может ли гарантировать власть, что задержанный внезапно не окажется в Чечне?
- Пока на время следствия обвиняемый задержан на два месяца. Таковы процессуальные сроки. Меру ответственности определит суд. Могу вас обрадовать: сегодня задержали ещё двоих причастных к убийству Руслана Маржанова. Один оказывал сопротивление – вышел с вилами, спустил на стражей порядка собак. Те открыли огонь, мужчина получил незначительное касательное ранение в икру.
Чиновники воспользовались дальнейшим замешательством и ретировались. Люди постепенно выплеснули эмоции и тоже стали расходиться.
Какие выводы можно сделать из истории в городе Пугачев? Власть, особенно на местах, погрязла в коррупции и не занимается профилактикой преступлений на национальной почве. Власть всегда действует инерционно: есть реакция на прецеденты, но нет планомерной, регулярной работы. Национальные диаспоры со строгой иерархией легко взламывают рыхлые государственные институты и ставят их себе на службу.
… В 1772 году в Мечетную слободу (тогдашнее название города) под видом старообрядца приехал беглый казак Емельян Пугачев. Он узнал от местного старообрядческого игумена о волнениях казаков на реке Яик (Урал). В будущем городе своего имени Пугачев принял решение объявить себя «чудом спасшимся» царем Петром III. Именно здесь было положено начало кровавому восстанию против деспотизма центральной власти. Нынешние события как бы намекают, что больше попустительствовать во взрывоопасных вопросах нельзя, а надправовой статус отдельных национальных общин мешает развитию страны.
Под конец текста было бы по-журналистски правильно написать абзац общих слов про дружбу народов, но я их забыл.
Саратовская область - Москва
Четыре дня пугачевского бунта