— Русские пассажиры очень сильно отличаются от всех остальных, — рассказывает стюард с 40-летним стажем Михаил Дерюгин. — Они просто как дети — постоянно требуют к себе внимания. Я, мол, пришел, давайте облизывайте меня, а то буду жаловаться. И начинается: «Подай то, принеси то. А почему так плохо кормят? Вы не имеете права, у меня все оплачено»... Ну, и, конечно, наши русские — всегда самые пьяные.
Михаил говорит, что ни один рейс Москва—Бангкок не обходится без пьяных разборок. То же происходит и в самолетах, следующих в Турцию и Египет.
— Летит наш турист, особенно из провинции, на курорт и считает, что оплаченные пять звезд начинаются уже здесь, в самолете: наливай да пей. И только попробуй ему что-нибудь сказать. Тут же требует жалобную книгу: «Стюард мне нахамил...» Что удивительно — на внутренних рейсах народ ведет себя намного спокойнее. Просто, видимо, все считают, что раз за границу летят — то все, свобода, можно делать что угодно.
Самая дисциплинированная нация, по многолетним наблюдениям Михаила, — японцы. Правда, у них есть одна удивительная особенность — они никогда не закрывают двери, когда идут в туалет:
— Сколько к Токио летаем, столько раз мужики японок за пикантными делами застают.
Самые шумные пассажиры (или как их между собой называют бортпроводники, паксы) — кубинцы, испанцы и итальянцы.
— Эта публика постоянно кричит, смеется, ругается. А самые «дикие» — северные корейцы. Помню, совершали рейс в Гавану. Полсалона — товарищи из КНДР, все в костюмах и при значках (наверное, обмениваться опытом летели). Через полтора часа — вонь в салоне жуткая: оказывается, в туалете воду вообще никто не спускал. Выяснилось, что унитаз со сливом они видели первый раз в жизни. А с ними еще старший летел, который показывал им, как пристегиваться, как откидывать кресла и т.д. Пришлось с ним инструктаж провести, а он потом по салону ходил и своим подопечным все популярно объяснял.
Впрочем, такие и среди россиян не редкость. Ольга Светлова, бортпроводник с 5-летним стажем, рассказывает:
— 99% пассажиров — адекватные, нормальные люди. Оставшийся 1% — это:
Безобидные. Впервые летят самолетом. Хотят показаться бывалыми. Требуют конфеты «Взлетные» и тому подобное. Мы относимся к ним снисходительно, подыгрываем. Правда, за ними нужен глаз да глаз. Один такой как-то аварийный выход с туалетом чуть не спутал (в «Як-40», там туалет в хвосте рядом с выходом). Я теперь, когда спрашивают где туалет, показываю лично.
«Гламурные». Постоянно требуют внимания, говорят тихим местечковым капризным голосом. Даже если все хорошо, пишут жалобы с большим количеством грамматических ошибок. Относимся к таким нейтрально и философски — это не исправишь, но это скоро уйдет.
Скандалисты. Этим никогда не угодишь. Постоянно требуют жалобную книгу. Не спорим, чтобы не было повода для скандала. Как правило, быстро выдыхаются, если не заискиваешь и не поддаешься на провокации.
Просто неадекватные. Могут упиться. Могут задолбать соседей пяти-шести соседних рядов громкими разговорами, матом и смехом. Когда отказываешь в выпивке, пасутся на задней кухне. Просят «накатить хоть 100 грамм». Отказываем спокойно, но жестко. Если им не добавлять, то трезвеют и становятся безобидными. Относимся с настороженностью. Не наливаем!
Агрессивные. Заваливаются на борт уже сильно подшофе. На кухне не пасутся, так как выпивка у них всегда своя и в немалых дозах. Примерно через 1—1,5 часа после взлета начинается «концерт». Чем он может закончиться — неизвестно. Самый неприятный случай из моего опыта — один такой прямо в полете пытался открыть аварийный выход. Слава богу, командиру корабля удалось его утихомирить, а то я уж думала, будем совершать экстренную посадку.
Секрет томатного сока
Никто не понимает почему, но самый популярный напиток у всех пассажиров — томатный сок. Это подтвердили все без исключения стюарды.
«Недавно вот в рейсе на стандартный вопрос: апельсиновый, яблочный, томатный? — мужчина мне отвечает: «Томатного четыре стаканчика, а то я по нему соскучился». А что скучать-то? Купи домой и пей сколько влезет».
«Уже в этом летнем сезоне с томатным соком были приколы. Жалобы пишут те, кому мало досталось: «Почему это впереди сидящим пассажирам в стаканчики больше наливали? А нам, на задних рядах, меньше. Что за несправедливость? Цена за билеты ведь у нас одинаковая» — это только что поступившая жалоба от туристки лет пятидесяти, летевшей из Антальи.
«Многие пассажиры еще на регистрации интересуются, с хвоста или с головы будут возить тележки с напитками. Просят поближе к началу раздачи их посадить, а то «томатного не достанется».
— А у меня вот такая история с соками была, — вспоминает бывший бортпроводник Сергей Ефимов. — Подхожу к пассажирке и на вопрос «что вы будете пить?» она мне надменно, свысока так говорит:
— Березовый сок.
Я, не дрогнув ни одним мускулом, отвечаю:
— Извините, мадам, но деревосоковыжимательная машина в настоящий момент на профилактике. Вы можете пересесть на рейс во Владивосток, там машина работает.
И вот тут произошло самое неожиданное — эта чопорная мадам стала очень мило и обворожительно смеяться и превратилась в очень добродушного и благожелательного человека. Дальше весь рейс она делала мне комплименты и в итоге призналась, что ее впервые так красиво поставили на место. Все-таки к пассажирам нужен всегда подход свой, и у них появляются человеческие качества!
Секс, любовь, знакомства
На вопрос о сексе на борту все стюарды машут рукой: «К этому мы привыкшие. Пассажиры-то люди половозрелые, никуда не денешься».
— Я однажды такую парочку прямо за «делом» застукала, — рассказывает Ольга Светлова, — Они закрылись в туалете. Десять минут прошло, двадцать, тридцать. Уже очередь нервничает. Я стучала, стучала. А потом позвала старшего бортинженера — он дверь открыл. А там... сами понимаете. Так девушка не растерялась, не смутилась, а стала кричать и возмущаться. И даже книгу жалобную попросила.
Михаил вспоминает, что к нему не раз подходили мужчины посоветоваться: как, в какой позе удобней. И в какой момент полета это лучше делать, чтобы другие не беспокоили.
— Я однажды застала в туалете самолета обнаженного мужчину, — вспоминает Мария Ермакова. — Он познакомился с девушкой на отдыхе, и они решили заняться сексом в самолете. Она же вместо этого схватила его одежду и убежала на свое место. Ему было очень стыдно, а она покатывалась со смеху.
Молоденькие и симпатичные стюардессы тоже часто становятся объектом сексуального вожделения. Екатерина рассказывает:
— Для некоторых пассажиров полет воспринимается как вариант секс-туризма. Мужчины исподтишка снимают симпатичных стюардесс в нелицеприятных позах, а потом вешают фото в Интернет. Хорошо хоть сейчас, как 30 лет назад, с непристойными предложениями не обращаются. Мама моей подруги тоже стюардессой раньше работала, так она говорит, что без такого почти ни один рейс не обходился.
Однако случаются и лав-стори. На интернет-страничке бортпроводников популярна история про мужчину, который влюбился в стюардессу. Но сразу постеснялся спросить ее номер, запомнил только имя и рейс. Потом стал ее искать, обращался даже с официальным письмом к руководству авиакомпании, однако безрезультатно — административная этика. Тогда молодой человек узнал, где в аэропорту «Шереметьево» вход для персонала. И около месяца караулил там свою любимую с цветами в надежде на встречу. И встретил. Правда, закончился ли роман свадьбой — неизвестно, так как девушка практически сразу уволилась.
Бортпроводник за все в ответе
— Тут на одном рейсе пассажир С-класса орал, почему командир в «наш» туалет ходит, а также почему тому в кабину суп уже отнесли, а он всё с закуской сидит, — вспоминает Мария.
— Раньше во время длительных рейсов стюарды могли себе позволить немного отдохнуть на задних, незанятых местах бизнес-класса, — рассказывает Алексей. — Однажды на трансатлантическом рейсе людей в «бизнесе» было очень мало, и мои коллеги позволили себе вздремнуть, как обычно. Потом оказалось, что вредный пассажир все это сфотографировал и не поленился накатать жалобу руководству авиакомпании. А у нас же клиент всегда прав, тем более богатый, из бизнес-класса. Короче, выпустили приказ, строго запрещающий нам даже сидеть в пассажирских креслах.
А вот еще пара примеров неадекватного поведения из воспоминаний бортпроводников.
«Только идет посадка, одна дамочка требует лист жалоб. Коллега спрашивает у нее, что случилось. Оказывается, что от проходящих на свои кресла пассажиров очень пахнет потом, и дамочка эта негодующе вопрошала: почему авиакомпания не учит своих пассажиров пользоваться дезодорантом?! Вот вся суть жалобы».
«Еще, когда летишь в Анталью, пассажиры, выходя, говорят: «О, на пляж сейчас пойдете? Загорать?» Если отвечаем, что сразу в обратный рейс, жалеют, охают. Но если слышат, что мы остаемся, да еще и на несколько дней, то начинают возмущаться: «На наши деньги отдыхать будете!» Был случай, когда такая пассажирка написала письмо в компанию, говоря, что она копит целый год деньги на отдых, а компания тратит деньги на экипажи халявщиков».
Из хама не сделаешь пана
— Конечно, больше всего раздражает быдло, — говорит Мария Ермакова. — Один из пассажиров на просьбу стюардессы выключить телефон ответил громким отборным матом на весь салон. На борт были вызваны сотрудники полиции, вылет задержали. Но этого хама никак наказать не смогли. Только лишь заставили извиниться.
А вот самая обычная ситуация: «Принесите стакан воды». Принесла. «Ой, а мне с газом!» Принесла снова. «Ой, а можно еще сок?» Сразу все сказать, конечно же, нельзя. Когда еще удастся «корольком» себя почувствовать!
Или бывает еще вот так:
— Чай, кофе?
— Да! — И дальше ест. Что «да», спрашивается?..
Или так.
— Однажды на длинном рейсе прибегает на заднюю кухню пассажир, — вспоминает Ольга Светлова. — Оказывается, у него мама в туалете, лет ей много, еле ходит, и он требует, чтобы я памперс ей переодела или в крайнем случае старый поправила.
Приколы профессии
Из воспоминаний бортпроводников.
«В самолете раньше давали скромный набор — курицу, бутерброд и вареное яйцо. Яйца были синие, их почти никто не ел. Стюардессы уносили после еды все к себе в кухню и складывали на поднос — выкидывать-то жалко. И вот самолет идет на посадку. Стюардесса из-за шторки на этой кухне вещает:
— Уважаемые товарищи пассажиры! Наш самолет через несколько минут совершит посадку. Пожалуйста, пристегните ремни и…
Тут она видит, как из-за наклона яйца с подноса начинают скатываться на пол. И, обращаясь к своим напарницам, все в тот же микрофон кричит:
— Держите яйца!
Про звезд на борту тоже ходит много рассказов. Например, такой.
«Посадка. Пассажиры зааплодировали, как это часто бывает. В проходе встает Коля Басков, путешествующий в «бизнесе», и со словами «Спасибо! Спасибо!» начинает кланяться. Тут, естественно, встает бортпроводница, сидевшая на первых дверях, и говорит ему: «Присядьте пожалуйста, отстегнуть ремни команды еще не было...».
Но и не со звездами случаются феерические истории.
Рейс Анталья—Ростов-на-Дону. Обычный чартер, вывозящий отдохнувших туристов из солнечной Турции. Одному дяденьке во время полета солнышко стало светить в глаз, на что он ничего лучше не придумал, как закрыться от него... паспортом Документ был успешно «воткнут» в иллюминатор, но, к сожалению, провалился под обшивку. Дяденька не растерялся и попытался прямо в рейсе решить проблему, оторвав обшивку, но был остановлен. Паспорт его потом искали техники часа три, но так и не нашли. Этот борт «Ту-154» борт получил от бортпроводников кодовое название «Александр Николаевич» по имени героя, летевшего на нем.
В завершении хочется передать всем пассажирам слова Михаила Дерюгина:
— Авиация — не детский сад, пассажиры — не ясельная группа, а взрослые люди. Они обязаны нести ответственность за свои действия. Всегда помните, что самолет — это источник повышенной опасности, имея в виду даже не техногенный фактор, а психофизический: элементарно плохо может стать. И единственный человек, кто не только может помочь, а непременно поможет, причем профессионально, — это бортпроводник. Мы не просто официанты, как многие ошибочно полагают, а полноправные члены экипажа.