Один шанс на миллион

Человек, которого считали безнадежным инвалидом, доказал, что может все

Врачи сказали, что ходить и говорить Саша не будет. А самый оптимистический прогноз — умственная отсталость.

И вот скажите, что должны были сделать его родители, чтобы все эти предсказания не сбылись?

Человек, которого считали безнадежным инвалидом, доказал, что может все
Фестиваль «Пустые холмы»: нас мало, но мы в тельняшках.

О Саше я узнала от Натальи Корсаковой. Эта женщина живет с ними на одной лестничной площадке. У Натальи трое детей, и она понимает, что такое поднимать неподъемного ребенка. И вот я получаю письмо. И там говорится, что соседский мальчик Саша Скуба мечтает поступить в институт. Но есть проблема: у него ДЦП и он не может писать ручкой. Единственная возможность сдать вступительные экзамены (история, обществознание и русский язык — не устные, а письменные) — отвечать при помощи компьютера. А в Финансовом университете при Правительстве РФ (в 2008 году он назывался иначе) на экзаменах дают только ручку и бумагу.

«МК» обратился к ректору вуза Алле Петровне Балакиной. В день первого экзамена Сашу встречали на улице, чтобы не заблудился. Испытание происходило в отдельной аудитории с компьютером. Мы не просили сделать для него снисхождение — мы просили дать ему шанс. Сдаст на «двойку» — значит, так тому и быть.

Но он сдал вступительные экзамены лучше многих и поступил в университет.

* * *

История этой семьи — сюжет для книги. Для фильма.

Но только это не чудо, поскольку все произошло не по мановению волшебной палочки. Это свидетельство того, что невозможное возможно.

Саша появился на свет 17 сентября 1989 года в городе Никеле Мурманской области. Врачи сказали: родовая травма, будет тяжелым инвалидом. Сделать ничего нельзя. Его отец, капитан Валерий Викторович Скуба, служил в морской пехоте. А мама, Татьяна Васильевна Скуба, по специальности агроном.

Когда Саша исполнилось 7 месяцев, они приехали в Москву, где жила мать Валерия Викторовича. И Сашины родители поняли, что вернуться в Мурманскую область — значит, поставить крест на попытке хоть немного помочь ребенку. И Татьяна осталась, а Валерий вернулся, чтобы через полтора года выйти в отставку. Так они и жили на два дома. И Татьяна начала обходить врачей и больницы.

Камчатка, Вилючинский водопад: красота, доступная только смелым.

Я уже рассказывала эту историю: они обошли всех специалистов, лечились во всех возможных больницах — все напрасно. И когда возникло ощущение, что идти больше некуда и свет померк, в больнице одна женщина рассказала Татьяне о том, что в Москве работают китайские врачи. И через три года ребенок, приговоренный к инвалидному креслу, пошел.

Как Татьяна возила сына на спасительные сеансы иглоукалывания? Тащила на себе и в коляске. Когда видишь, что малыш, которого не слушаются ноги, сам преодолевает бордюр — дойдешь и до Китая.

Первые четыре года Саша учился в школе №1673 «Поддержка» в Строгине, рядом с домом. Это было индивидуальное обучение. И он был первым в жизни учеником у своей замечательной первой учительницы Ольги Валерьевны Соколовой.

Саша мог там учиться до последнего класса. Но Татьяна поняла, что в другой школе он получит больше. И он перешел в школу-интернат №31 на улице Молдагуловой. Чтобы было понятно: она находилась прямо на противоположном конце города. Саша однажды остался там на ночь, и больше они этого не делали. Первые четыре года Татьяна возила его на такси.

Отвезет, вернется, побежит на работу (устроилась уборщицей в ТЭЦ) и после работы — на другой конец города, за ребенком. Как это назвать: каторга? пытка?

Ответ неправильный. Благодаря этим неслыханным нагрузкам Саша медленно, но верно двигался вперед. За это можно было отдать все. Не просто же так Саша и сегодня вспоминает учительницу русского языка и литературы Галину Ивановну Баскакову, которая впервые открыла перед ним дверь в настоящую литературу, привила любовь к поэзии. Галина Ивановна читала им Бродского, и это был полет на воздушном шаре.

Я все думаю: как Татьяна не сломалась? Она всеми силами пыталась найти возможность заработать хоть копейку. Одно время шила одежду для Барби — 5 рублей за туалет. Потом у мужа случился первый инфаркт. Татьяна падала с ног, но фанатично рвалась к цели. Она хотела вернуть Сашу в мир здоровых людей. Можете представить: плюс ко всему она шесть лет возила его в экологический центр «Живая нить», где тренер Кирилл Панфилов научил Сашу ездить верхом.

Татьяна должна была сломаться, потому что таких испытаний не выдержит и дамасская сталь. Но то сталь, а то мать, которой нужно поднять ребенка.

* * *

Андорра — рай для любителей летать по снегу.

И вот Саша поступил на юридический факультет финансового университета.

Казалось бы, нужно затихнуть, обложиться книжками и вести праведную жизнь студента, которому все будет даваться труднее, чем другим. Все-таки болезнь дает о себе знать: у Саши проблемы с речью, ему трудно ходить, руки не слушаются. Оказалось, есть великолепное средство: на втором курсе он поехал на слет турклуба «Вертикаль — Печатники» — и там ему предложили стать членом клуба. Теперь Саша зимой и летом ездит по России. Зимой на лыжах и на сноуборде.

Вы читайте, читайте внимательно: человеку трудно ходить, но он летает на лыжах и на доске. Ничего не понимаю. Хибины, Камчатка, Ловозеро в Мурманской области, Домбай. И везде — многокилометровые маршруты. В феврале этого года родители подарили ему путевку в Андорру. Там он тоже летал на сноуборде. Сказал: красота. От фотографий глаз не оторвать. Нет, не понимаю.

А 30 июня в Кремле Саша получит красный диплом.

Тема дипломной работы — «Вексель и акция как объекты гражданских правоотношений».

* * *

Мы сидим на кухне, и пьем чай с пирогом. Пирог с капустой, это святое. И Саша говорит: недавно папа после инсульта ушел с работы, теперь я буду работать — маме станет полегче.

Вот из-за таких людей мы все еще не утратили способность улыбаться.

Инвалид — это человек, которому ничего не нужно. Кроме денег, которые кто-то принесет и положит в тумбочку. Инвалид — это человек, который ничего не хочет делать, ему ничего не нравится, и он думает, что он умнее всех. Инвалид — это неблагодарный человек, потому что неблагодарность не лечится.

А Александр Скуба — это человек, которому нужно было дать шанс. Судьба долго думала, давать или не давать, но его родители выиграли у судьбы этот поединок. И теперь Саша будет помогать нам спасаться от лени, дури и безразличия. Если, конечно, от этого можно спасти.

Куда бы он ни пришел, он будет лучшим сотрудником.

Лыжная трасса — 12 километров.

На сноуборде — три раза в день по 8 километров.

Пишет стихи. Читает запоем.

Лично у меня 30 июня будет замечательный праздник.

А Сашина мама, Татьяна Скуба, — самый большой человек на свете. Просто никто об этом не знает. Кроме Саши, конечно…

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру