Международная экспедиция «ТрансЕвразийский перелет» является логическим продолжением экспедиции «Миры на Байкале», в ходе которой было детально изучено строение озера, открыт ряд новых микроорганизмов, а также найдены нефтеносные породы. В этот раз ученые решили заняться изучением состояния окружающей среды вокруг озера. Для этого им придется взмыть в небо на трехкилометровую высоту на дельталетах - сверхлёгких моторных летательных аппаратах с гибким крылом, внешне напоминающих дельтапланы.
- На каждом из пяти участвующих в работах дельталетах установлено уникальное оборудование, которое оценивает загрязнение воздуха именно на момент регистрации. Сама методика разработана специалистами геофака МГУ, Байкальского института природопользования, Санкт-Петербургского института метеорологии и Лазанской политехнической школы, - объяснил на пресс-конференции в штаб-квартире Русского географического общества зампред комитета Госдумы по природным ресурсам Михаил Слепенчук. - Кроме того с помощью этих аппаратов мы будем следить за солнечной радиацией и попробуем использовать их для предотвращения лесных пожаров.
По словам декана географического факультета МГУ Николая Касимова ни один из использующихся ранее методов исследований не может дать такой точной и детальной картины происходящего в атмосфере.
- Этот проект уникален, поскольку съемка со столь низких высот обеспечивает бОльшее разрешение, которое не могут дать летающие высоко спутники.
Есть у экспедиции и более практические цели. Как объяснил директор Фонда содействия сохранению озера Байкал Баир Цыренов, в перспективе дельталеты планируется использовать для учета числа животных, что проблематично произвести на шумных вертолетах. Также зимой их будут использовать для определения мест прорывов труб.
- На тепловизорах эти потери, которые трудно заметить человеческим глазом, будут прекрасно видны. Кроме того, мы планируем определить уровень вод Байкала — это необходимо для прогнозирования работы Ангарской гидростанции. Кроме того, с помощью дельталетов зимой мы сможем вычислять так называемые проталины - трещины во льду, свидетельствующие о сейсмической активности. Из космоса их не увидишь, - объяснил Баир Дашиевич.
Программа экспедиции рассчитана на три года. Оборудование уже опробовали на Женевском озере. Из Швейцарии дельталеты девять суток добирались до Москвы - — находится в воздухе без дозаправки они могут не более 4 часов. Здесь они совершат показательные полеты, а затем на автомобилях их переправят сперва в Псковскую область, а потом на Байкал.