«Россияне привыкли покупать «глазами»
Родной «Сударушке», «Царскосельской», «Боровицкой», «Жемчужнице» еще зреть и зреть на корню. Ныне на московских прилавках правят бал сплошь «иммигрантки» «Гигантелла», «Вима Ксима», «Кимберли», «Ред Гонтлет», «Покахонтас», «Хоней», «Зенга Зенгана»…
Развал около метро буквально пламенеет ягодой. Вся крупная, глянцевая, с изумрудными хвостиками. Как с картины фламандских художников.
Чудо-ягоду вырастили по индустриальной технологии, сорвали лишь слегка оранжевой. Дозревала она в дороге. А это для клубники явный минус: запас витаминов и минералов в нее закладывается именно тогда, когда ягода имеет доступ к минералам почвы. Нередко, чтобы быстро довести ягоду до кондиции, на нее брызгают мыльным раствором.
— Клубника — настоящая садовая аптека! Организм чистит, укрепляет иммунную систему и стенки сосудов. 500 граммов клубники в сутки — обязательная строка в меню космонавтов! — вдохновляет нас на покупку разбитной продавец.
Тружеников села среди продавцов найти сложно, сплошь джигиты с выразительными носами. Один из них, Гейдар, признался: «Ягода — товар капризный, наценку делаем не менее 50%. В один день можем хороший навар получить, а на другой — чуть увядшей ягоды не продать и килограмма. Риск оплачивает покупатель».
— Природная виагра! Семечки клубники — сплошной цинк, повышают либидо, — переключает наше внимание другой продавец в тюбетейке. — Посмотрите, какая ягода — чаройли, красивая, на корню зрел, прямо из Ташкента!
— Не стыдно? — останавливает красноречивого продавца сопровождающая меня заместитель начальника отдела карантийного фитосанитарного контроля на государственной границе Лидия Зацепина. — Прежде чем обманывать, вы хотя бы маркировку с ящика сняли. Ваша ягода родом из Греции. — И уже мне объясняет: — Я в первую очередь обращаю внимание на тару. На ящике есть специальная наклейка-маркировка, где указаны страна-производитель и страна–грузоотправитель. Не всегда они совпадают. Например, у нас очень часто виноград идет из Голландии, но произведен он в Италии. Не верьте, когда вам говорят, что клубника прибыла из Узбекистана. Клубники из Средней Азии на нашем рынке очень мало.
Наши предки считали, что отведать чудо-ягоду — значит узнать, что едят ангелы. Вот только цивилизация волшебство изрядно подпортила.
Надкусываю ягоду, взятую с прилавка, как будто поролон жую…
— К нам попадают специальные промышленные сорта, которые выращивают на экспорт, — говорит Лидия Васильевна. — Главная задача селекционеров, чтобы ягода пережила транспортировку. Такие сорта все сплошь с низким содержанием сахара и воды. На вид и вкус она как муляж.
Накануне Павел Грудинин, возглавляющий подмосковный совхоз имени Ленина уже два десятка лет, объяснял: «Приехали в Голландию, нас прямо спросили: «Вам какая нужна ягода, для супермаркетов или для еды?» Кто не знает магазинной земляники, которая по неделе лежит, не теряя своего товарного вида? Правда, когда ее кусаешь, будто резиновую подошву жуешь — ни вкуса, ни запаха. Мы закупили сорта для еды! Наша ягода сочная, сладкая — с большим количеством сахара, поэтому больше суток не лежит. Из года в год мы мучаемся с реализацией. Оптовикам выгоднее работать с долгоиграющей земляникой садовой. У нас люди в большинстве своем привыкли покупать глазами: ягода глянцевая, красивая — значит, хорошая! Мне смешно слышать, когда на рынках кричат: «Тамбовская ягода, свежая!» Или: «Краснодарская клубника, только с грядки!» «Но она не может быть свежей, потому что ее везли к нам как минимум сутки. В Германии, например, считается свежей та продукция, что произведена в 200-километровой зоне от места продажи».
«Системы дорогие, а денег нет»
В одном из ящиков лежит ягода, похожая на ежика, — с выступающими зелеными семечками-пупырышками. Этот сорт вывели специально, чтобы ягода меньше травмировалась при перевозке.
— Клубника поступает в Россию в течение всего года. Зимой она приезжает по заказу супермаркетов в составе так называемых «миксовых» машин, где представлено порядка 70 наименований продукции, — объясняет Лидия Зацепина. — Основная же доля клубники ввозится в нашу страну в весеннее время года. Поставки идут из Греции, Сербии, Турции. С конца мая фуры с ягодой едут также из Польши.
На пути к России заморские гости после таможни попадают на фитосанитарные посты.
— Представитель фирмы, сопровождающий груз с комплектом документов, идет к нашему инспектору, — рассказывает Лидия Васильевна. — Если все соответствует решению таможенного союза и приказу №456 о порядке ввоза подкарантийной продукции, мы досматриваем груз. Машины полностью разгружаются, чтобы у нас был доступ к каждому ящику. Тара с клубникой, как правило, бывает уложена на паллеты — специальные деревянные платформы, которые приспособлены для погрузчиков. Вся продукция попадает на склад временного хранения. После визуального досмотра мы отбираем среднюю пробу, берем по горсти из одного, второго, третьего ящика, в среднем с партии в 17 тонн — 75 ягод, то есть около полутора килограммов. Взяв чистый лист бумаги, лаборант стряхивает клубнику, а потом исследует ее под микроскопом. Мы смотрим, заражена ли ягода вредителями, болезнями растений или семенами сорных растений.
Если карантийных объектов не обнаружено, наши инспекторы дают заключение, и груз допускается в свободное обращение. А вообще, хочу сказать, что клубника опасности со стороны фитосанитарного контроля не представляет.
— А как же недавнее сообщение о том, что российские власти отказались ввозить 18 тонн клубники из Турции? Она оказалась опасной для здоровья. При лабораторном исследовании в ней были обнаружены личинки калифорнийского цветочного трипса.
— Ваши братья-журналисты, не разобравшись, все перепутали. Трипс был обнаружен не на клубнике, а на таре. Груз завернула «Брянская межобластная ветеринарная лаборатория», которая является референтным центром Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору. Трипс — это насекомое размером с маковое зернышко. Визуально его может увидеть только специалист. Он представляет опасность только для теплиц, где растут цветоносы. Забираясь внутрь цветка, он выедает самую его серединку. Для клубники трипс никакой опасности не представляет, тем более для человека. Где-то летал рядом, когда ягода фасовалась, и остался на ящике.
— Но груз-то не пропустили.
— Потому что обнаружили карантийный объект. Если отдельные партии другого товара подлежат обеззараживанию, то ягоды обеззараживать запрещено. Поэтому наши специалисты приняли решение на возврат этой партии. На уничтожение клубника такого объема не идет, потому что стоит больших денег, ее возвращают назад.
В каждой стране распространены определенные карантийные виды вредителей. В Болгарии, например, это американская белая бабочка. Она может тоже оказаться в таре с клубникой. В Казахстане, Узбекистане и Таджикистане распространен капровый жук — опасный вредитель хлебных запасов в складских помещениях, а также восточная плодожорка и калифорнийская щитовка.
— Купишь ягоду-иностранку, пока донесешь до дому, она становится мокрой и раскисшей.
— Она «плывет», потому что транспортировалась в рефрижераторе. Достав из холодильника, ее реализуют на открытом воздухе, идет конденсат, товарный вид теряется.
— Обыватели опасаются, что нам привозят клубнику, выращенную методом гидропоники, где в качестве субстрата применяют кокос или минеральную вату, потом пичкают неким питательным раствором.
— Клубника на гидропонике очень дорогое удовольствие. А капиталисты умеют считать деньги. Такую ягоду чаще выращивают для селекции, а не на продажу.
— Еще страшная аббревиатура — ГМО. Доводилось читать, что ученые в томаты и клубнику внедрили ген полярной камбалы, теперь эти культуры не боятся морозов. К нам не может попасть трансгенная клубника с измененным набором генов?
— Думаю, что нет. Самые распространенные ГМ-культуры — это соя, кукуруза, пшеница, свекла, табак, хлопок, рапс, картофель.
— Это правда, что клубника практически не накапливает нитраты? Этим «грешат» в основном корнеплоды.
— Кто вам сказал?! Все овощи, фрукты, ягоды, при возделывании которых применялись удобрения и химия при обработке, накапливают нитраты, другое дело — в пределах допустимого или свыше установленной нормы. Поэтому существуют нормы внесения удобрений и срок, через который разрешается снимать урожай после обработки.
А вообще, все вопросы, касающиеся качества ягоды и содержания в ней нитратов — к ведомству Геннадия Онищенко — Роспотребнадзору. Постоянно звучат призывы усилить досмотр и контроль качества ввозимой продукции непосредственно на границе. Но законодательной базы нет. Сколько было разговоров об экспресс-методах. Поговорили и забыли: системы дорогие, а денег нет.
Этой весной разразился скандал. Согласно сведениям областного (Калужского) управления Россельхознадзора, по России разошлись 58 тонн зараженных пестицидами фруктов и овощей, поступивших преимущественно из стран Европы.
Данная партия овощей и фруктов оказалась на таможне в феврале. Пока шел процесс таможенных процедур, были взяты пробы для проведения анализа. Когда неутешительные результаты проверки были готовы, браковать по факту было уже нечего — весь товар разошелся по точкам реализации. Найти и изъять опасные для здоровья фрукты и овощи, было уже невозможно.
Помимо нитратов и пестицидов эксперты выявили в поставленных из Польши пекинской капусте и яблоках, а также в яблоках из Сербии превышение допустимой нормы металаксила и пропаргита. Препараты, между прочим, среднего уровня токсичности.
Все, как говорится, по-русски.
«Ягоду на нитраты не проверяем»
Если при пересечении границы «импорт» может проскочить без проверки, может, тщательно работают санитарные службы на местах реализации?
— На каждом рынке проводится ветеринарно-санитарная экспертиза, — говорит санитарный врач Марина Волгина. — Лаборанты идут по торговым рядам с дозиметрами, уделяя особое внимание дикорастущим ягодам. Меряют радиационный фон и у клубники, уложенной в пластиковые поддоны и кузовки. Но мы знаем, что с «пластмассовой» ягодой, выращенной в теплицах, проблем в этом плане не бывает.
Лаборанты определяют поверхностное загрязнение продуктов, но по ходу отбирают пробы и для проведения радиометрической проверки — на наличие в ягодах цезия-137. Для такого анализа отобранные образцы закладывают в сосуд Маринелли и исследуют их в течение получаса с помощью специального прибора «Сигнал».
У санитарных врачей есть список областей, ягоды и грибы из которых рекомендовано исследовать в обязательном порядке. Там — Рязанская, Калужская, Тамбовская, Брянская, Тульская, Саратовская, Волгоградская области. Источником загрязнения могут служить даже точечные радиационные могильники.
Специалисты на рынке проверяют бруснику, клюкву, чернику каждый день. Год назад, например, удалось выявить партию «радиационной» черники из Владимирской области. Всю продукцию тут же изъяли, опечатали, закрыли в специальный изолятор, составили акт и направили образец на повторное исследование в Главную ветеринарную лабораторию. Получив заключение, вызвали специальную службу «Радон», которая приехала и забрала «радиационную» чернику на утилизацию.
С каждой партии товара санитарные врачи отбирают пробы для проведения экспертизы на содержание в них нитратов — выражаясь профессиональным языком, для «исследования продукции на остаточное количество азотной кислоты, которую продукт впитал с водой или из почвы».
На клубнику тоже есть норма, предельно допустимая концентрация нитратов (ПДК) — 100 мг на килограмм. Но…
— Ягоды и фрукты мы не проверяем, так как они практически не накапливают нитратов, — говорит Марина Волгина. — Импортные яблоки, виноград, сливы, персики тоже не проходят экспертизу на рынке. Эта продукция сертифицирована, она прошла фитосанитарный контроль и карантин. На все есть соответствующие документы. Мы можем проверить импортную продукцию на рынке с помощью прибора «Эксперт-001», если поступят жалобы от покупателей.
По признанию санитарных врачей, разовые случаи по превышению нормы по нитратам случаются ранней весной. В «рекордсменах» — кабачки, свекла, кинза. А в разгар лета у них пальму первенства «перехватывают» картошка и арбузы.
Получается, что в отношении качества «импорта» фитосанитарная служба надеется на специалистов Роспотребнадзора, а санитарные врачи в свою очередь кивают на экспертов Россельхознадзора.
В завершение разговора нам предлагают успокоить читателей.
— Принято считать, что в овощах, как и в ягодах, выращенных в теплицах, меньше витаминов, чем в их собратьях из открытого грунта. Это не так! — уверяет санитарный врач Волгина. — Количество витаминов одинаковое. Только у тех, что росли под солнцем, вкус насыщеннее и многограннее, чем у плодов, вынужденных довольствоваться лампочкой.
— Вреда от вечно живой ягоды нет, как и пользы! — вторит ей на рынке продавец Гейдар. — В газетах любят кричать: «Ягода под газом!» А она обработана всего лишь инертным газом, который предотвращает образование плесени.
Запах спелой ягоды содержит около 50 ароматических веществ.
Все тот же продавец Гейдар соглашается: аромат клубники — как аромат женщины! Без эмоций и хорошего настроения есть ягоду нельзя. «Импорт», конечно, не пьянит запахом. Но тут же взрывается: «Всем хочется своего, натурального, свеженького с грядки… А вот со мной в прошлом году торговал рядом парень из Рязанской области. Рассказывал, что собирает с женой зеленую крупную клубнику в проветриваемые ящики, ставит на ночь на очко в выгребной яме — и утром алая красавица готова. Что ты морщишься? Это тоже удобрение! Знай, если над ягодой вьется рой мух, это хороший знак! К ягодам, обработанным ядохимикатами, ни одно насекомое не приблизится».