Независимое экспертное заключение по второму делу ЮКОСа проводили эксперты из России, США, Германии и Нидерландов – в том числе ректор Российской экономический школы Сергей Гуриев, Джеффри Кан (США), Отто Люхтерхандт (ФРГ), а также группа ученых Центра экономических и правовых исследований при Высшей школе экономики.
Заказывал ее в 2011-м году Совет по правам человека при президенте. Близкие к Следственному комитету источники «МК», утверждают, что деньги на ее проведение выделяли два иностранных научных учреждения – канадский университет и французский фонд. В ходе следствия, однако, выяснилось, что эти деньги они, в свою очередь, получили от неких офшорных компаний, ранее связанных с ЮКОСом, на заранее оговоренные цели финансирования «независимой экспертизы».
Следственный комитет начал интересоваться этой историей в сентябре прошлого года. У экспертов тогда прошли обыски, были изъяты компьютеры и базы данных. Руководившая группой Елена Новикова из-за этого уехала за границу, но по семейным обстоятельствам ей позже пришлось вернуться.
Гуриева же по делу об экспертизе допрашивали в качестве свидетеля месяц назад. Наши источники считают, что после этого он и принял решение об отъезде.
Независимо экспертное заключение по второму делу ЮКОСа было закончено в декабре 2011. Председатель СПЧ Михаил Федотов, анонсируя оглашение итогов экспертизы, отмечал, что "специалистами высокого класса был проделан гигантский труд", но при этом призывал не думать, что "на всех 427 страницах экспертизы написано только то, что Ходорковский и Лебедев невиновны", поскольку "это было бы слишком примитивно и не соответствовало бы уровню привлеченных Советом экспертов".
В начале 2012 года доклад СПЧ был передан президенту Медведеву. В нем отмечалось, что независимая экспертиза выявила «фундаментальные нарушения» при рассмотрении дела ЮКОСа в суде. Соответственно, Совет рекомендовал его пересмотреть, а также провести амнистию для лиц, осужденных за экономические преступления и изменить правила УДО и помилования.
По сведениям нашей газеты, уголовное дело по «независимой экспертизе» возбуждено по ст. 294 УК «Воспрепятствование осуществлению правосудия». Для экспертов, подготовивших ложное заключение, по ней предусматривается наказание в виде штрафов либо лишения свободы на срок до четырех лет.
Впрочем, пока нет никаких оснований утверждать, что экспертное заключение по второму делу ЮКОСа, подготовленное учеными РЭШ и ВШЭ, на самом деле является ложным. Вполне вероятно, что оно правдивое – тогда им инкриминировать нечего.
Вообще если бы в нашей стране была более спокойная обстановка и власти не были озабочены выявлением «врагов режима» во всех сферах, подобная ситуация имела бы чисто репутационные последствия как для экспертов, так и для их спонсоров. Тем более, что экспертиза проводилась для общественной структуры (СПЧ), а не для суда, и впрямую повлиять на правосудие не могла.
Но поскольку обстановка у нас далеко не спокойная, а следственные органы при необходимости сумеют предъявить обвинение даже фонарному столбу, судьба экспертов действительно имеет шанс оказаться незавидной. В этом свете отъезд ректора РЭШ Сергея Гуриева за границу выглядит вполне обоснованным и оправданным.