Незадачливый шпион Фогл в скособоченном парике, похожий на Равшана с Джамшутом из сериала про таджикских рабочих. Чудо в перьях. Грустный клоун.
Анну Чапман он обошел, это точно. Если та казалась пародией на шпиона, то этот товарищ — уже даже не пародия, а ошеломляющее откровение.
Вот он какой, сегодняшний Джеймс Бонд. Ходит на вербовку с распечатанной на бумаге инструкцией, чтоб ничего из нее не забыть, и дорожным атласом улиц Москвы, чтоб не заблудиться.
Кроме того, умеет определять стороны света по стволовым кольцам деревьев, выживать в сибирской тайге, питаясь ежами, и танцевать вприсядку. Потому что шпион, а не хухры-мухры.
Раньше я думала, только у нас водятся такие чудики, играющие по службе в казаков-разбойников. А они, оказывается, везде. Пока человечество изобретает IT-технологии, побеждает неизлечимые болезни и летит на Марс, шпионы всех стран ориентируются по компасу. Причем во всех смыслах — и в постановке задач, и в их исполнении.
Понадобилось им позарез завербовать сотрудника российских спецслужб по Северному Кавказу. Зачем? Какая у него может быть ценная для американских спецслужб информация? Имена экстремистов? Они есть в Интернете. Их местонахождение? Если бы оно было известно, наши воины, наверно, туда бы уж как-то добрались.
Кроме информации о плохой местной водке, от такого сотрудника ничего не получишь. А всякую шелуху, которая кажется американцам ценной, проще узнать непосредственно от самих жителей Северного Кавказа. Причем даже ездить туда не надо. Вон на Манежной в торговом центре их пруд пруди. Покажи им такую «котлету» евро, какую изъяли у Фогла, и они завалят ценной информацией. Посольство придется в три раза увеличивать, чтоб ее обработать.
Мир изменился радикально за последние двадцать лет и будет меняться еще сильнее. Традиционный шпионаж — сбор данных «на земле» путем внедрений и вербовок — в результате этих изменений утратил смысл. Теперь все можно узнать и без этого. Если у вас есть мозги, вы можете найти или вычислить по открытым источникам практически любую информацию — как это делал, например, Сутягин, продававший за хорошие деньги иностранной разведке военные обзоры, написанные по газетным статьям.
Парики, дупла и прочая шпионская атрибутика себя изжили. Правительства — и наше, и американское, и любое другое — по инерции продолжают выделять на них деньги, а ветераны — обучать молодежь на примерах секретных операций прошлого века. Но времена таких операций прошли. Наступили совсем другие времена, и разведка должна коренным образом перестроиться, работать по-новому. А она работает по-старому. Именно поэтому шпионы и выглядят сейчас такими смешными и жалкими, когда раскрываются их «тайны мастерства». В том виде, в каком они существуют, — они устарели. Они выпадают из контекста. Они — ящеры.
Третий секретарь посольства — должность, которую всегда занимает разведчик. Это такой секрет Полишинеля, всем известный. По этой причине за ним всегда ведется наружное наблюдение. Если он хочет уйти из посольства «без хвоста» — он надевает парик или бороду, чтоб его не узнали «наблюдатели», расставленные вокруг посольства.
Уйма народу, таким образом, занимается в разных странах за государственные деньги ерундой: одни маскируются, другие дежурят у посольских ворот, третьи следуют «за объектом» пешком, четвертые гоняются за ним на машинах.
И все уверены, что делают важное для своей страны дело.
И попробуй им объясни, что оно ненужное.