Но вот в мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг, поставил все-таки точки над «и». Оказывается, Царнаевы собирались повторить в городе на Гудзоне то, что сотворили в городе на реке Чарльз. Источником, из которого мэр почерпнул эту новость, был 19-летний Джохар Царнаев, находящийся «на излечении» в бостонском госпитале Бет Израэл. Об этом Блумбергу сообщили агенты ФБР, допрашивающие сейчас Джохара. Оказывается, идея взрыва на Таймс-сквер, самой оживленной площади мира, пришла в голову братьям «спонтанно» во время разговора в похищенном ими «Мерседес-Бенц».
Поначалу Джохар говорил допрашивавшим его агентам ФБР, что он и его старший брат Тамерлан хотели именно «погулять» в Нью-Йорке, как говорится, расслабиться после бостонского напряжения. Но затем он признался, что в действительности братья замышляли использовать оставшуюся у них взрывчатку на Таймс-сквер. Аппетит приходит во время еды.
Внимание общественности продолжает привлекать тот факт, что в лодке, где прятался Джохар, не было обнаружено никакого огнестрельного оружия, хотя шеф полиции Уотертауна Эдвард Девью красочно описывал репортерам как его подчиненные вели ожесточенную перестрелку со спрятавшимся в лодке Джохаром. Теория одного ствола на двоих поможет списать на убитого Тамерлана убийство одного полицейского и ранение другого, а также перестрелку с преследовавшими братьев полицейскими и агентами ФБР.
Окончательно установлено, что террористы использовали для подрыва бомб на финише Бостонского марафона дистанционное управление, которым пользуются дети, приводя в действие игрушечные автомобили. И впрямь, от великого до смешного всего один шаг. Об этом сообщил конгрессмен-демократ от штата Мэриленд Датч Рэпперебургер, член комитета палаты представителей Конгресса США по делам разведки. Уточнена цифра раненых. Она достигла 260. Из них до сих пор госпитализированы 33. Ампутации конечностей, в основном, ног подверглись 14 пациентов. Среди них одна балерина. Многие от взрыва лишились слуха.
Было бы удивительно, если бы теракт в Бостоне не был бы использован в политических целях республиканцами. Сенатор Линдси Грэм уже заявил, что главная вина за бостонскую трагедию лежит не на «славных ребятах» из ФБР и ЦРУ, а на администрации Обамы. Притянув за уши нападение экстремистов на американское консульство в ливийском городе Бенгази, во время которого был убит посол США в Ливии, Грэм сказал: «Мы откатываемся назад в области национальной безопасности. Для меня Бенгази и Бостон примеры этого откатывания. демократы видят причину трагедии в том, что существует нестыковка и нездоровое соперничество между различными правоохранительными органами и разведслужбами, хотя они пользуются общей базой данных. Калифорнийский конгрессмен-демократ Адам Шифф заявил, что «агентства не разговаривают друг с другом, и вброшенный ФБР мяч никем не был подхвачен».
Продолжают поступать новости и о «таинственном Мише», который, якобы, сыграл чуть ли не главную роль в радикализации всего семейства Царнаевых, именно всего семейства, а не только братьев. Вот слова их матери Зубейды: «Нас всех впечатлил этот армянин, перешедший в Ислам. Это он надоумил меня покрыть голову шалью. Когда Миша приходил к нам, он буквально открывал нам глаза на подлинный смысл Ислама. Он был искренне предан исламской религии, а как личность был хорошим и милым человеком.
Мать террористов Зубейда Царнаева находится в состоянии, которое психиатры и психологи называют «реакцией избегания» (то есть отрицание всего, что произошло, нежелание считаться с фактами и бегство от действительности). Корреспонденту телеканала CNN Зубейда сказала: «Теракт в Бостоне — мистификация, подделка. Это шоу, о котором говорят все, и я хочу разобраться в нем. Я смотрела видео взрыва. Но крови не было. Вместо крови была использована краска». Тем не менее, явно противореча себе самой, Зубейда говорит, что она соболезнует пострадавшим. Мне их жаль. Мне всех их жаль», — говорит она срывающимся голосом, но тут же добавляет, что ее сыновья не имели никакого отношения к бостонскому теракту, то есть подспудно признавая, что теракт был, что это не театральная постановка, а кровь была настоящей, а не краской.
Масс-медиа, словно гигантская губка, продолжают впитывать поступающие новости и отжимать их капля по капле на мозги американцев. Это чем-то похоже на китайскую пытку.
Новости о «Мише-невидимке». Оказывается, на его исламистскую иглу подсели мать и старший сын Тамерлан, но не Джохар и тем более его отец Анзор. Последний однажды придя домой и застав «Мишу, занимающимся пропагандой воинственного Ислама, рассердился и прогнал «пророка», расколовшего его семью надвое. По некоторым данным, «Миша» приехал в Соединенные Штаты из Азербайджана (а не из Армении). Его брат, якобы, профессор истории, а отец заправлял большим спортивным комплексом. Председатель комитета Конгресса США по разведке, республиканец Майк Роджерс заявил, что в поимке «Миши» американским правоохранительным органам могла бы помочь российская сторона, но, мол, она неохотно идет на сотрудничество.
Интервью Роджерса, данное в четверг по СNN, заслуживает особого внимания. Он гневно обрушился на бостонскую судью, которая, якобы, смешала все карты следствия. Каким образом? Оказывается, она, приехав в госпиталь к Джохару Царнаеву, прочитала ему его «права Миранды» и привезла с собой адвокатов. После этого Джохар стал менее сговорчивым и склонным к сотрудничеству с допрашивающими его следователями. (Права Миранды — задержанному зачитывается текст о том, что он имеет право молчать и не отвечать на вопросы, поскольку все сказанное им, может быть использовано против него.) В лучших или худших традициях депутатов российской Госдумы, американский законодатель возмущался поведением судьи и добивался дознаться, кто ее надоумил так поступить, видимо, позабыв, что судебная власть независима и не подчиняется законодательной и исполнительной.
Досталось от Роджерса и российским правоохранительным органам, которых он обвинил в половинчатости, в нежелании полностью сотрудничать со своими американскими коллегами. Он уверен, что российская сторона обладает информацией, которая помогла бы вести следствие, а то и избежать бостонской трагедии. Подлил ему масла в огонь и начальник нью-йоркской полиции Келли. По его словам, братья Царнаевы ехали из Бостона в Нью-Йорк на похищенном ими «Мерседес-Бенц», везя для ньюйоркцев «гостинцы» — пять трубных бомб и один взрыватель в скороварке. Их замысел был сорван инцидентом на бензоколонке «Шелл», о котором я уже писал.
Заявления Роджерса в свою очередь были встречены в штыки юридической общественностью Америки. Она критикует его за «незнание» законов, за которые он сам голосует. Этому законодателю втолковывают, что Джохар американский гражданин, совершивший преступление на американской почве. Поэтому он имеет полное право на «право Миранды». В противном случае его место было бы не в американском суде, а на Гуантанамо. Кстати, об этом говорила и мать Джохара. Ополчилась на Роджерса и мощная армянская диаспора в Америке за муссирование история об армянине «Мише», перешедшем в мусульманскую веру. Представители армянской диаспоры считают, что это бросает тень на всех них. Особенно они возмущены тем, что слова Роджерса были произнесены через небольшой отрезок времени после того, как отмечалась годовщина армянского геноцида. Да, эхо бостонских взрывов взбаламутило почти все сегменты американского общества.
«Главной героиней» американского телевидения стала сейчас вне всякого сомнения мать террориста Зубейда Царнаева. Ее лицо почти не сходит с телеэкранов. Она и в самом деле «телегенична» — красивая, гневная, с платком на голове, свободно говорящая по-английски. Она то костит американское общество, то горюет об убитом старшем сыне и о втором — плененном и раненом. Ее большие выразительные глаза сверкают то гневом, то слезами материнской утраты, горя. Как заметил один из местных репортеров, Зубейда напоминает античную Медею, обуянную жаждой мести…