В подмосковные поселки пришла городская цивилизация — стали открываться сетевые супермаркеты. Самообслуживание, тележки и одни и те же продукты. Что на севере области, что на юге.
В нашем поселке за сто километров от Москвы такой магазин открылся полгода назад. Скоро откроется второй — напротив первого.
Прежде на этом месте были магазинчики местных хозяев. Они снимали закутки в здании советской постройки, которое приватизировал какой-то умный человек. Но крупный бизнес теперь предложил ему лучшие условия, поэтому местных он выгнал и теперь там идет ремонт для очередной «Пятерочки», «Копеечки» или какого-нибудь «рублика».
Ну, а местные переехали кто куда. И я предпочитаю ходить за продуктами к ним, а не в цивилизацию. Во-первых, чтоб их поддержать, а во-вторых, потому что у них лучше продукты.
На днях я как раз заходила в один такой магазин. Обычные разговоры: как дела, вот переехали, места больше, но и аренда дороже, придется водкой начинать торговать, иначе не вытянем, вот она, жизнь, только голову начнешь поднимать, тебя сразу — чпок.
Подошла моя очередь. Но у прилавка еще бабушка стоит, и непонятно, она будет что-то брать или нет. «Не будет, — говорит хозяйка, она же продавец. — Это баба Аня. Она у нас раньше работала, прибиралась. Но теперь мы ей не можем платить, а она ходит, просит: ну давайте хоть что-то сделаю. Так и стоит возле меня весь день. У нее один сын погиб, другой пьет. Жить не на что».
Баба Аня. Слегка согнутая, но еще крепкая. Лет, наверно, семидесяти. Лицо в глубоких, «огородных» морщинах. Худая, потому что постится не семь недель, а круглый год. Стоит не шевелясь, как собака, ждущая хозяина. И глаза такие же. Не бросайте меня. Пожалуйста. Не бросайте. Но в душе уже догадывается, что — все. Бросили.
В нашем сетевом супермаркете уборщицами и грузчиками работают гастарбайтеры из Средней Азии. Они, понятно, не сами приехали за сто км от Москвы. Их привезли, как рабочую скотину, и так же к ним и относятся. Не от хорошей жизни они на это соглашаются. Я им сочувствую. Но почему из-за них должны страдать местные бабы Ани, лишившиеся возможности заработать хоть какие-то деньги?
В Москве много людей, поэтому все размыто и можно рассказывать любые сказки про то, что гастарбайтеры необходимы, поскольку москвичи на грязную работу не идут. Но в поселке с населением пять тысяч человек такая «лапша» не проходит. Здесь всем все видно.
Если бы власти защищали интересы местного населения, они бы разрешали открывать супермаркеты на выгодных населению условиях: чтоб работали там одни только местные жители, а хозяева супермаркетов за свой счет, например, ремонтировали дорогу в поселке, которая сейчас выглядит, как после бомбежки.
Но поскольку властям плевать на население, они выставляют бизнесу совсем другие условия — выгодные им лично. И хорошо с этого живут. И им начхать, что баба Аня, всю жизнь отработавшая на разворованную нынче страну, напрасно стоит целый день, как солдат в карауле, готовая на любую работу.
Все это ясно как день. Но как же это все надоело!
Куда ни глянь, всюду деньги-вранье, вранье-деньги. А попробуй кто поднять голову, его сразу — чпок, и «лапшой» закидывают. Чтоб замолчал, а лучше сразу умер.
Мне вот уже даже интересно с исследовательской точки зрения: сколько так может продолжаться? Есть там какой-то предел впереди? Или нет?
Я бы с удовольствием послушала ответ на этот вопрос на прямой линии Путина. Но никто же не задаст. Потому что про гастарабайтеров — это у нас считается национальный вопрос. Неприличный. Ну или, правильнее, некорректный.