Многие — и в Соединенных Штатах, и в России — считают, что шесть месяцев на Северном Кавказе подготовили один день в Бостоне. «Меня беспокоит то, что когда он (Тамерлан — М.С.) находится на Северном Кавказе, его радикализировали и подготовили к теракту чеченские боевики, самые отчаянные джихадисты», — говорит, например, председатель комитета по делам госбезопасности палаты представителей Конгресса США Майкл Маккоул, республиканец от штат Техас.
Физиономисты по-своему подтверждают этот тезис. Из аэропорта имени президента Кеннеди, Тамерлан вылетел в Шереметьево гладко выбритым, из России он вернулся в этот же аэропорт с бородой, достойный «доброго» боевика-джихадиста.
Да и история эта с большой бородой, которую никак не могут до сих пор расчесать ни ФБР, ни ФСБ.
Бывшая важная шишка в ФБР по делам контртерроризма Кевин Брок утверждает: «Эти шесть месяцев ключ к раскрытию преступления в Бостоне, который ищут следователи и разведывательное сообщество. Ключом к раскрытию преступления является его мотив, считает он, а мотивом — «чеченское наследство», тяжести которого не выдержали братья Царнаевы.
Сейчас отец Тамерлана Анзор говорит, что поводом для приезда Тамерлана в Россию было возобновление его российского паспорта, необходимого для получения американского гражданства, которого добивался Тамерлан. Вся эта история приобрела особое значение после того, как выяснилось, что в 2011 году по просьбе российской стороны (сначала американские официальные источники скрывали это за ширмой «одного государства») ФБР тряхнуло Тамерлана. Но, видимо, не основательно, хотя его допрашивали эксперты по контртерроризму и по Северному Кавказу. Оказывается, в запросе русской стороны говорится, что он «основан на информации, согласно которой Тамерлан Царнаев является последователем радикального ислама и глубоко верующим в него человеком, что он резко изменился с 2010 года и собирается покинуть США и вернуться в Россию, чтобы присоединиться к какой-то неидентифицированной группировке». По данным ФБР, «русские опасались, что приезд Тамерлана Царнаева в Россию может быть связан с риском. Они, видимо, что-то имели о нем, опасались его и его поездки в Северокавказский регион». И хотя чеченские боевики опаснее для России, чем для Америки, в случае с Тамерланом все произошло наоборот.
ФБР явно дало маху. А Тамерлану — «чистый билет». Своим коллегам из ФСБ ФБР сообщило, что «перетряхивание» Тамерлана ничего не дало. Поэтому у ФБР нет законных оснований следить за ним и не выпускать из страны. Никаких, мол, связей Царнаев с «Аль-Каидой» или другими террористическими организациями не обнаружено.
Сейчас после теракта на финише Бостонского марафона ФБР в явном смущении почесывает голову, в ожидании удара по кумполу сверху…
В сотрудничестве между ФБР с ФСБ нет ничего сенсационного. Начиная с 1994 года, Соединенные Штаты и Россия на постоянной рутинной основе обмениваются данными о мигрирующих между ними пассажирах — не являются ли они уголовниками или террористами? В случае с Тамерланом ФБР подняло его базу данных, но не обнаружило «ни подозрительных телефонных разговоров, ни случаев использования сайта для промоушена радикальной активности, ни связей с другими личностями, представляющими интерес» и так далее, включая даже «образовательную историю». Помимо Тамерлана бостонские агенты ФБР допросили и членов его семьи. Но и здесь все оказалось «чисто». Тем не менее министерство внутренней безопасности США решило отклонить петицию Тамерлана о предоставлении ему американского гражданства. Одно дело поездка в Россию, а другое — натурализация.
По словам матери Тамерлана Зубейди Царнаевой, фэбэровцы не только выдали ее сыну «чистый билет», но и сказали ей, что он «замечательный мальчик», хотя иногда получает информацию от экстремистов. Поэтому они «боятся за него». (Ни его, а за него — М.С.)
Поездка Тамерлана в Дагестан и Чечню сказалась на изменении его характера и взглядов. Через месяц после его возвращения в Штаты на YouTube Тамерлана стали появляться «джихадистские видео».
Как пишет «Нью-Йорк таймс», бостонский теракт привел к «увеличению сотрудничества между Вашингтоном и Москвой», что является, по мнению газеты, «резким поворотом» после американской критики положения с правами человека в России. Как известно в пятницу, 19 апреля, поздно вечером состоялся телефонный разговор Обама-Путин, инициатором которого была российская сторона. Согласно комментариям Москвы, оба лидера выразили решимость установить близкую координацию между российским и американскими разведывательными службами в борьбе с глобальным терроризмом. Впрочем, дело Тамерлана Царнаева показывает, что во всяком случае до бостонского теракта такая координация оставляла желать лучшего. Как удавалось Тамерлану так долго лавировать между Сциллой ФБР и Харибдой ФСБ?
Министерство внутренней безопасности США приостановило процесс натурализации Тамерлана, но не назначило «дополнительное расследование». (До этого писали, что в предоставлении американского гражданства Тамерлану было отказано потому, что он отколотил не то свою подружку, не то жену) еще в 2009 году. Отец Тамерлана по этому инциденту выразился следующим образом: «Он слегка ударил ее»). Семейство Царнаевых приехало в США в апреле 2002 года на вполне законных основаниях, получив трехмесячную туристическую визу. Тамерлану было тогда 15 лет, а Джохару — 8. Оказавшись в США, глава семейства попросил у американских властей политическое убежище, обосновав его «смертельным преследованием» со стороны российских органов за его связи в Чечне. Все это выглядело как бегство Царнаевых из России не без ведомой помощи американской стороны…
А теперь перенесемся в бостонский госпиталь, где находится младший брат Тамерлана Джохар. Его состояние с «критического» переквалифицировано в «серьезное». Это означает, что ему уже не грозит смертельный исход. Джохар помещен в специальную палату, у входа в которую день и ночь дежурят два полицейских. Ими напичкано все госпитальное здание. Кроме них там находятся агенты ФБР и группы следователей, алчущих поскорее допросить Джохара.
Джохар был погружен в искусственный сон. Он тяжело ранен в шею. Тем не менее охрана приковала его цепями к кровати, на его запястьях наручники.
И как сообщает ABC News со ссылкой на близкие к следствию источники, Царнаев пришел в себя и дает показания в письменном виде. ФБР пока не подтверждает эту информацию.
Следствие обыскало дом, в котором жили братья, и машины, которыми они пользовались. Были найдены пять бомб и три гранаты. Эксперты заняты сейчас установлением взрывчатки, которой были набиты эти бомбы и гранаты. Продолжаются допросы других членов семейства Царнаевых. Следователей особенно интересует вопрос — кто мог повлиять на радикализацию братьев?
Согласно последним данным, не исключено, что рана в шею была нанесена самим Джохаром с целью покончить жизнь самоубийством. Эксперты говорят, что выстрел был произведен с близкого расстояния. Количество конфискованного вооружения говорит о том, что братья готовили и другие теракты, помимо бостонского, считают эксперты-следователи. Среди найденного оружия карабин М-4. Такие карабины американские солдаты применяли в Афганистане. Карабин М-4 находился в той самой лодке, в которой был найден тяжелораненый Джохар.
Капитолий мечет громы и молнии в адрес ФБР. Его действия законодатели характеризуют как «провал разведки» в письме разосланном трем ведущим разведывательным службам США. Тамерлан, как это ни странно, оказался всего лишь 5-м со дня теракта 9/11 2001 года, который подозревался в терроризме, находясь одновременно пол колпаком ФБР. Сейчас над делом уже Джохара потеют 250 агентов ФБР из 24 офисов этого агентства. Изучаются среди прочего кредитные карточки братьев — что они покупали и где, включая пресловутые рюкзаки и начинку для бомб… Однако вернемся к судьбоносным 6 месяцам, проведенным Тамерланом на Северном Кавказе. Вот что рассказали корреспондентам «Нью-Йорк таймс» в Махачкале, столице Дагестана, муж и жена Сулеймановы — дядя и тетя Тамерлана. Он посетил их в квартире на 3-м этаже на Тимирязевской улице. По их словам, он уже был истовым мусульманином. Он перестал употреблять алкогольные напитки и молился 5 раз в день.
Встретившись с родственниками, Тамерлан рассказал им насколько счастливее жизнь в Дагестане по сравнению с его жизнью в Соединенных Штатах. «Он сказал, что люди здесь совершенно другие. Они даже молятся по-другому», сказала Патимат Сулейманова. Тамерлан рассказывал им как приятно слушать муэдзинов, которые поют с мечетей. «Слушая их я становлюсь счастливым. Они раздаются со всех сторон. Ты всегда можешь слышать их и это заставляет меня идти в мечеть». На это дядя и тетя спросили: а разве он не слышал муэдзинов в США? На что Тамерлан ответил: «Это совсем не то».
По свидетельству родственников и друзей Тамерлана, несмотря на повышенные религиозные чувства, он не выглядел как человек, который собирается совершить террористический акт и не подавал никаких признаков того, что готовится к нему. Скорее он размышлял о том, что делать со своей жизнью. Он в основном проводил время дома или посещал семьи знакомых и родственников, а также помогал отцу в ремонте магазина. Его отец хотел открыть парфюмерную лавку. «Сын помогал отцу. Они вставали в 8 утра. Когда я проходил мимо них, они укладывали плитку», — говорит Вячеслав Казакевич, друг семьи Тарнаевых.
Если судить по рассказам родственников и друзей Тамерлана, он вел жизнь какого-то мусульманского Агасфера. По словам его тетки, он родился в Калмыкии. Потом его семейство перебралось в Кыргызстан. Затем в Чечню. Затем в Дагестан. И, наконец, в США. Но где бы ни жил Тамерлан, он чувствовал себя не в своей тарелке. Он был чеченцем, который никогда по-настоящему в Чечне не жил. Был российским гражданином и в тоже время ненавидел русских. Жил в Соединенных Штатах, ненавидел Соединенные Штаты, но хотел стать гражданином США.
Тамерлан часто говорил, что в Дагестане он себя чувствует, в отличие от США, дома. И это несмотря на то, что за время его пребывания в Дагестане там несколько раз имели место террористические акты. Уже через 2 недели после его прибытия в Махачкалу, кто-то бросил гранату в жилой дом. Как писали: это была попытка заманить местных полицейских в западню. Всего за время пребывания Тамерлана в Дагестане он стал свидетелем по крайней мере трех террористических актов в течение одного месяца. Он был свидетелем так называемых «специальных операций», в которых федеральная полиция убила несколько десятков людей, которые обвинялись в мусульманском радикализме.
По свидетельству отца Тамерлана Анзора Царнаева, он и его сын дважды посещали Чечню, чтобы повидаться с родственниками. Кроме этого, сказал Анзор Царнаев, его сын проводил время в основном дома.
Корреспонденты «Нью-Йорк таймс» приводят интересные размышления Майрбека Вачгаева, президента Ассоциации кавказских исследований в Париже. Он считает, что условия жизни в Дагестане могли произвести огромное впечатление на Тамерлана даже, если он и не присоединился ни к какой организованной воинственной группировке. Вачгаев считает, что насилие в Дагестане носит более широкий характер, чем в Чечне или Ингушетии. Что в Дагестане история насилия имеет глубокие корни. Помимо этого Вачгаев обратил внимание на «духовный профиль» Тамерлана. С одной стороны он долго спал, а с другой стороны ходил на утренние молитвы. С одной стороны он хотел покинуть США, но с другой стороны хотела стать американским гражданином. Разведывательные органы США заинтересованы в том, с кем он встречался в махачкалинских мечетях, где его индоктринировали…