Приблизительно год назад 8-летний Мартин Ричард написал несколько простых слов на бумаге и приклеил ее к школьному зданию, где он учился. Слова были такими: «Не причинять больше боли людям». Затем Мартин нарисовал вокруг своего слогана сердца синим карандашом, которые составили слово «Peace» — «Мир». Родители сфотографировали мальчика на фоне этого плаката. Он был в белом костюмчике и улыбался, обнажая щербатый рот. Зубы у него были еще молочными... Сейчас эта фотография из семейного альбома приобретает символический смысл. Мартин тот самый 8-летний мальчик, который был убит взрывом бомбы на финише Бостонского марафона. Ему причинили абсолютную боль — его лишили жизни в самом ее начале. Так ответила злая судьба на его наивный призыв не причинять боли людям.
15 апреля Мартин вместе с мамой и сестрой радостно аплодировал отцу, пересекавшему финишную черту Бостонского марафона. Взрыв одной из бомб убил его на месте. Мать Мартина получила тяжелое мозговое ранение, а у его 5-летней сестрички оторвало ногу. Обе они находятся сейчас в госпитале. Но рана, нанесенная семейству Ричард, неизлечима. Она всегда будет с ними. Невозможно даже представить себе как выглядел финиш Бостонского марафона для главы семейства Билла Ричарда, лидера общины Эшмонт в Дорчестере.
На следующий же день после трагедии с раннего утра люди стали подходить и подъезжать к дому Ричардов, расположенному в рабочем районе. Они складывали цветы на каменных ступеньках дома, выкрашенного в серо-голубые тона. Кто-то написало слово «Peace» у подъезда. Стали приходить школьники-одноклассники Мартина. Они вспоминали его и его кампанию против причинения боли людям. Оказывается с этим лозунгом в руках Мартин обошел весь город. Он назвал этот свой поступок «Ходьбой за мир» («Peace walk»). Хочется верить, что эта «ходьба» не закончилась на финише Бостонского марафона, что эстафету мира, выпавшую из рук Мартина, подхватят и понесут дальше миллионы детей Америки. Понесут к иным финишам.
Семейство Ричардов пользовалось уважением и любовью соседей. Оно помогало всем, кто нуждался в помощи. «Вот почему вы видите сегодня такое проявление солидарности и сострадания», — говорит член городского совета Айанна Прессли. День воспоминаний соседи Ричардов устроили в дорчестерском ресторане «Таволо». На нем говорили, что семья Ричардов была «типичной американской семьей», что Мартин любил играть во дворе «при любой погоде». Дэн Аквилар, сосед Ричардов, всхлипывая причитал: «Малыш больше никогда не вернется домой. У меня нет слов. У меня нет слов…»
Но надо надеяться, что у Америки слова найдутся.
Многие участники марафона, одолевшие 26,2 мили, остались без ног. Не от усталости, а от взрыва бомб. Репортеры, словно сговорившись, сравнивают финишный участок на Боилстоун-стрит у Копли-сквера с полем боя. Но это сравнение имеет и более глубокий смысл. Пока американские джиай воюют за много тысяч миль от своей родины, ее земля все чаще становится полем боя. Месть не знает ни границ, ни расстояний.
В подобных случаях язык не поворачивается сказать, что бостонцам еще повезло. Смотреть марафон пришли около полумиллиона человек. Жертв могло быть во много крат больше. Поскольку полиция запретила транспортное движение по маршруту марафона, террористы не могли воспользоваться автомобилем. Пришлось использовать бомбы меньшего размера, которые можно было нести на себе. Взрыв бомб произошел в самое «неурочное» время, когда после уже одолевших дистанцию профессиональных стайеров, к финишу приближалась основная волна бегунов. Непосредственно до и после взрыва на финиш набегали более 9000 марафонцев. (Если это кого-нибудь еще интересует, то скажу: дистанцию одолели 1758 человек. Победительницей стала эфиопская бегунья Лелиза Дедиза Бенти. Ее время — 2 часа 10 минут 22 секунды).
Бегуны, приближавшиеся к финишу, ставшему полем боя, мгновенно забыли о нем и столь же мгновенно переквалифицировались из марафонцев в братьев и сестер милосердия. Мужчины из толпы бросали им свои брючные пояса и помочи, которые тут же использовались в качестве турникетов. Их накладывали на тех раненых, у которых оторвало конечности, чтобы остановить кровотечение. Затем нагрянула кавалькада карет скорой помощи, и раненых стали развозить по госпиталям, в основном в Массачусетский общий госпиталь, Бостонский детский госпиталь, Женский госпиталь и госпиталь Брайгхэм. Пациенты были разных возрастов — от двухлетней малышки с головным ранением до глубоких старцев. Бомбы не жалеют детей и не уважают старость.
Шеф Массачусетского общего госпиталя по чрезвычайным ситуациям доктор Аласдаир Конн произнес знаменательную фразу:
— Это напоминает взрывы бомб в Багдаде или Израиле или в каких-либо иных трагических точках нашей планеты. В Бостоне я еще никогда не видел ничего подобного…
А ведь марафоны в Бостоне проводятся с 1897 года. Нынешний марафон был 117 по счету.
Трагические точки нашей планеты. Где только их нет. От терроризма никто не защищен. И словно символизируя эту общемировую незащищенность, волна бомбового взрыва на финише Бостонского марафона на какое-то мгновение пригнула к земле национальные флаги многих государств, весело трепетавшие до этого на ветру. В Бостоне как назло 15 апреля стояла хорошая погода. Ни жарко, ни холодно. С ветерком. Как раз то, что надо марафонцам…
Пока врачи извлекают иголки и осколки из тел раненных в бостонских госпиталях сотни агентов ФБР ищут иголку террористов в стоге сена, вернее, в тысячах записей камер наблюдения. В микроскопических частицах бомб, в бесчисленных наводках граждан, пытающихся помочь власти. Без отдыха работают лаборатории ФБР и тридцати других правоохранительных служб. Но в широко раскинутые сети пока что ничего существенного не попалось. «Кто-то знает, чьих рук эта работа. Сотрудничество с горожанами должно сыграть решающую роль в нашем расследовании», — говорит шеф бостонского отделения ФБР Рикк Деслаурнерс. Но кто этот кто-то? Как найти его? Деслаурнерс обратился к горожанам с такими вопросами: Кто-нибудь говорил вам, что хочет сорвать марафон? Кто-нибудь из ваших знакомых проявлял интерес к взрывчатке? Слышали ли вы взрывы в отдаленных местах? (Быть может кто-то испытывал взрывное устройство). Попадались ли вам на глаза люди, несущие на себе тяжелый груз? И так далее, в том же роде. Вопросов много, дельных ответов мало. Как добыча радия.
Федеральные власти подсказали следователям, что в прошлом террористы использовали для создания бомб скороварки — герметические кастрюли для быстрого приготовления пищи и ее сохранения. Такие кастрюли наполняются шрапнелью и взрывчаткой, а затем детонируются на дистанции часовым устройством, как это произошло в Бостоне. И действительно, на одном из кадров, заснятых репортерами Си Эн Эн, запечатлены остатки кастрюли и растерзанный черный рюкзак. Этот кадр разослан всем правоохранительным органам, задействованным в Бостоне. Эксперты утверждают, что бомбы-кастрюли очень эффективное взрывное орудие. Их часто употребляют члены Аль-Каиды и талибы. Однако, спешат добавить эксперты, это еще не означает, что бостонская мясорубка была делом их рук. Пока не найдено никаких следов, ведущих за пределы Америки. Саудовский студент, получивший ранения и находящийся в одном из бостонских госпиталей под стражей, никак не вписывается в образ террориста. Не подходит на эту роль и женщина тоже из Саудовской Аравии, допрошенная властями.
Сенатор Сэксби Чемблисс, член комитета по разведке высшей палаты Конгресса США, заявил, что имеются определенные основания для поиска террористов, говоря по-нашему «местного разлива». Речь идет о белых противниках государственной системы. Сторонники этой версии указывают на то, что теракт произошел 15 апреля — в дедлайн отсыла налоговых деклараций, в День патриота, который в прошлом отличался насилием. Напоминают и о том, что 19 апреля — очередная годовщина подрыва в 1995 году федерального здания в Оклахома-сити. Тогда погибли более 160 человек. Террорист врезался в здание грузовиком, наполненным взрывчаткой. Наконец, взрывчатка, примененная в Бостоне, аналогична по своей конструкции взрывчатке, использованной в 1996 году в Олимпийском парке города Атланты.
В своем первом выступлении по поводу событий в Бостоне президент Барак Обама состорожничал и не упомянул слово «терроризм». Но в своем последующем комментарии он уже сделал это. В четверг, 18 апреля, Обама собирается лично прибыть в Бостон. Тем временем министр внутренней безопасности Жанет Наполитано заявила, что теракт в Бостоне, по всей вероятности, «не является частью разветвленного заговора». Директор Национальной разведки Джеймс Клэппер дал брифинг членам сенатского комитета по разведке. Подводя его итоги, сенаторы сообщают, что они так и не знают, кто есть террорист — американец или иностранец? Обыск в доме, где жил раненный саудовец, тоже ничего не дал. «Он просто оказался не в том месте и не в то время», — говорят следователи. Таинственная саудовка всего лишь студентка местного мединститута.
Но хотя бы территориально круг расследования сужается — с 15 городских блоков до 12. Из лаборатории ФБР в Куантико, штат Вирджиния, еще не слышно никаких эвристических откровений. Власти остерегаются называть какие-либо сроки «прорыва» в следствии. Шеф бостонского отделения Деслауриес говорит: «Американский народ требует ответа. Граждане Бостона требуют ответа. Жители штата Массачусетс требуют ответа. И все они заслуживают его». Красивые, но пока что только слова…
Во вторник, 16 апреля, в Вашингтоне на Капитолии разыгрался подозрительный инцидент. Службе охраны конгресса удалось перехватить письмо, адресованное сенатору-республиканцу от штата Миссисиппи Роджеру Уикеру, в котором находился смертельный яд рицин. К сенатору немедленно приставили телохранителей, а почтовое отделение Конгресса закрыли на несколько дней для проведения расследования.
Кто такой сенатор Уикер? И чем он «заслужил» смертельный яд? В его биографии, довольно-таки скучной и ординарной, нет ничего такого, что бы «тянуло» на отравление. Коллеги называют его «милым парнем». Правда этот «милый парень» в 1976-1980 годах служил в американских ВВС. Уикер закоренелый противник курса, проводимого президентом Обамой. Особенно он огрызается на президентскую реформу здравоохранения. Что же касается законопроекта о контроле за оружием, то сенатор на хорошем счету у Национальной оружейной ассоциации. Любопытно отметить такой факт. Почтовое отделение специально для членов Конгресса США было открыто в 2001 году после того, как в почте сенаторов Дэшла и Лихи был обнаружен сильный яд — сибирская язва! Как видим, спецпочта не сработала. Соответствующие органы пока не связывают теракт в Бостоне с попыткой отравить сенатора Уикера. В Вашингтоне ходят слухи, что на след отравителя уже вышли.
А Бостон затаился. Отменен концерт знаменитого Бостонского симфонического оркестра. 16 апреля отменен и баскетбольный матч с участием местной популярной команды «Селтик». Сейчас бостонцам не до этого.