Дословно в законопроекте говорится следующее: «Если собственник жилого помещения не исполняет обязательства по внесению платы за жилое помещение, коммунальные услуги, взносов на капитальный ремонт, управляющая организация вправе обратиться в суд с иском об обращении взыскания на жилое помещение (его часть), принадлежащее должнику на праве собственности».
Затем в документе конкретизируется, что иск может быть подан, только если долги ЖКХ превысили 5% рыночной стоимости жилья. Проведем нехитрый расчет. Минимальная стоимость однокомнатной квартиры в Москве сегодня около 1,8 млн. руб., а 5% от нее составят 90 тыс. руб. Средняя цена оплаты ЖКХ в такой квартире 4 тыс. руб. в месяц. Поделив одно на другое, получим, что для выселения нужно вообще не оплачивать ЖКХ 22,5 месяца или около двух лет.
До появления этого законопроекта выселить за неуплату коммунальных услуг можно было лишь из социального жилья. Причем срок критической неуплаты составлял 6 месяцев. У собственников срок в трое больший. Но, учитывая, что ранее на страже их интересов незыблемо стояла Конституция РФ, от такой «льготы» как-то кисло.
Подсластить пилюлю решили и с другой стороны: постановление суда о выселении будет выдаваться только, если у гражданина нет другого имущества для погашения долга. Кроме того, если жилье у должника — единственное, то после выселения ему предоставят жилье по социальному найму. Это явно сделано для того, чтобы прямо не нарушать Конституцию с ее правом на жилье.
Правда, о равноценности замены никто не говорит. Напомним, что выселенных за долги из социального жилья москвичей отправляют в район Капотни. Жить в квартире с окнами на московский НПЗ и вдыхать его «ароматы» — радость невеликая.
Согласно документу, освобожденное от должников жилье будет выставлено на публичные торги. Его начальная цена не должна быть выше 80% от независимой оценки. Кто будет уполномочен проводить оценку, документ не указывает. Оставшиеся после продажи квартиры и погашения долгов по ЖКХ средства бывший собственник получит на руки.
Предлагаемые меры явно антисоциальны, а их, с точки зрения автора, сомнительную конституционность должны определять юристы. Но давайте попробуем подняться над эмоциями (хотя у автора они тоже бьют через край).
Стоит многоквартирный дом (МКД). В нем есть товарищество собственников жилья (ТСЖ), которое наняло себе управляющую компанию (УК). Эта УК работает из рук вон плохо: не оказывает качественных услуг, ворует (довольно частый случай). А когда разгневанные жильцы идут жаловаться в государственную жилищную инспекцию (ГЖИ), УК отвечает: «В подъезде есть Иванов и его друзья Петров и Сидоров. Гадят больше всех остальных (алкоголики потому что), а коммуналку не платят ни копейки третий год. Выселить по закону мы их не можем; они собственники. Так что не будет у вас горячей воды и помытых полов — разберитесь сначала с этими друзьями».
Возникает правовая коллизия. Предложенный законопроект ее разрешает. Очень жестко, потому что можно представить себе одинокую старушку в большой квартире в центре Москвы. Плата ЖКХ зачастую больше ее пенсии; у нее тоже будут копиться долги. Вот и поедет она с Арбата в Капотня к новым соседям: Иванову, Петрову и Сидорову.
Тем не менее правовую коллизию решать надо. Похоже, власть решила в своем жестком стиле ударить одновременно по всем. Нерадивые УК она поставит под тотальный общественный контроль и разрешит жильцам подавать против них коллективные иски. Подробности здесь.
Одновременно она даст УК право выселять нерадивых жильцов, пусть и путем долгой и достаточно сложной судебной процедуры. Гордиев узел жилищных проблем решили разрубить с плеча. А одинокой старушке с Арбата остается два варианта: пустить жильцов (и платить налог 13%) либо поменять квартиру на меньшую. Первый вариант пополнит бюджет; второй окажет позитивное воздействие на вторичный рынок жилья. Еще вариант: высказать свое мнение в процессе общественного обсуждения законопроекта. Но срок очень короткий: всего-то до 14 апреля.