Но воз и ныне там: сирот не становится меньше, а наши граждане не выстраиваются в очереди, что взять в свою семью ребеночка-другого. Члены ОП поделились своими идеями о том, что сделать, чтобы сирот усыновляли и чтобы это благое дело не превратилось в очередной бизнес?
В проекте федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который обсуждался в ОП, много говорится о финансовой стимуляции будущих родителей. Собравшиеся сильно тревожились по поводу корыстного усыновления: ведь обещанные 100 тысяч рублей за усыновление ребенка с инвалидностью или старше 7 лет, или братьев и сестер — сумма, особенно для глубинки, серьезная. Чтобы этого не произошло, считают эксперты ОП, нужно обязать усыновителей заключать с органами опеки договор о сопровождении семьи сроком на 1 год. Тогда и опека сможет проконтролировать, в каких условиях живет приемный ребенок, и оказать необходимую психологическую, педагогическую и прочую помощь его новой семье.
- Для многих россиян 100 тысяч рублей — годовая зарплата. И если человек усыновляет ребенка, то эти деньги играют важную роль, поскольку ребенку требуется лечение и уход, - сказал исполнительный директор Российского комитета Детские деревни-SOS Николай Слабжанин. - Кроме того, важно установить ответственность при усыновлении: правильно ли была подобрана семя, правильно ли подготовлена. И эту ответственность необходимо разделить между органами опеки и попечительства. При этом за опекой должен быть закреплен контроль, а функции по психологическому, педагогическому, правовому (что тоже нередко необходимо приемным родителям — авт.) нужно отдать сторонним организациям, имеющим опыт, в том числе, НКО.
Член ОП Борис Альтшулер напомнил, что ровно пять лет назад в Госдуме обсуждался закон об опеке и попечительства, но там не было даже упомянуто о таком необходимом приемным родителям и детям сопровождении семьи.
- Но теперь ситуация изменилась, указ президента по совершенствованию госполитики в сфере защиты детей-сирот предусматривает правовую основу патроната, - отметил Борис Львович. - И в данном законопроекте есть понятие «сопровождение». У нас не заложены основы профилактики сиротства. Перед органами опеки, местными властями не стоит задача сохранения кровной семьи. А между тем, лишение родительских прав — это смертная казнь семьи. Но патронатное воспитание шло вместе с сохранением биологических семей. Там был некий треугольник: патронатная семья – служба сопровождения – кровная семья. То есть ребенок мог поддерживать отношения с биологическими родителями. И такую возможность крайне важно прописать в новом законе.