«Прошла комплексная внеплановая прокурорская проверка, - сообщил «МК» глава «Мемориала» Александр Черкасов. - И почему-то ещё съемочная группа НТВ — как-то в январе они уже пытались к нам попасть». Член совета «Мемориала» Анна Каретникова через свой аккаунт в Твиттере уточнила, что в офис являлся Пётр Дороговоз — корреспондент НТВ, работавший над скандальной «Анатомией протеста»: «Бегает за всеми, снимает и постоянно повторяет: «Вы получаете финансовую помощь из-за рубежа?». Дороговоза выставила за дверь вызванная правозащитниками полиция. А вот представители прокуратуры и налоговики остались.
Такие проверки идут по всей стране уже несколько недель. Только вчера, по словам Черкасова, представители прокуратуры приходили в питерские организации «Гражданский контроль» и Институт развития свободы информации. Накануне проверяли самарское отделение ассоциации «Голос» и оренбургское отделение Комитета против пыток. А в Ростове у одного НКО затребовали... флюорограммы всех сотрудников под предлогом того, что «они же работают с людьми».
Толчком к началу ревизии, похоже, послужил иск в Страсбургский суд, поданный 6 февраля 11 российскими правозащитными организациями (в том числе «Мемориалом»). Истцы оспаривают принятый осенью закон об «иностранных агентах», согласно которому организации обязаны включаться в соответствующий реестр иностранных агентов. Для этого достаточно двух условий: финансирования из-за рубежа и участия в «политической деятельности». Пока Минюст никого не включил в реестр иностранных агентов. Более того — отказал
http://www.mk.ru/politics/russia/article/2013/01/23/801979-pravozaschitnikam-razreshili-zanimatsya-politikoy-na-zagranichnyie-sredstva.html
в этом чебоксарской организации «Щит и меч», которая добровольно заявила о своей «агентской» деятельности. Остальные в Минюст даже не обращались, решив игнорировать новые правила игры. «Не потому, что мы не уважаем закон, а потому, что мы уважаем право», - подчёркивает Черкасов.
Зачем Генпрокуратура решила перешерстить НКО — не известно. «Проверка носит плановый характер» - этими четырьмя словами ограничивается единственный официальный комментарий представителя ведомства Марины Гридневой. «Происходит выемка документов десятками килограммов, ознакомиться со всем этим невозможно, - говорит Александр Черкасов. - А главное, все эти бумаги они и так имеют, мы их регулярно сдаём». По мнению правозащитника, эти проверки «только укрепят позиции тех, кто жалуется в Страсбург».
Ревизия приобрела такой размах, что вчера Совет по правам человека (СПЧ) при президенте был вынужден обратиться к генпрокурору Юрию Чайке с просьбой объяснить причину массовых проверок. Как сообщила член СПЧ Елена Тополева-Солдунова, силовики перетряхивают даже национально-культурные организации. Ответа от Чайки пока не поступало.
Между тем на кону может стоять само существование неугодных власти НКО. Сразу после вступления в силу скандального закона об иностранных агентов начали действовать ещё и поправки в КоАП, согласно которым за недонесение на себя самих в Минюст к НКОшникам можно применять штрафные санкции вплоть до закрытия.