Довольно забавные обобщения: серьезные логистические компании с автопарками, состоящими из сотен авто, ставятся в один ряд с мелкими «пищевиками», на которых в большинстве своем работают один-два Matiz. И это не считая того, что никаких финансовых преференций или налоговых стимулов взамен кардинальной смены традиционного автопарка на экзотический ни тем, ни другим по-прежнему не предлагается.
Кстати, в том числе и по этой причине коммерсанты, уже успевшие оценить властное предложение, тут же признали его негодным: переплачивать за электромобиль, имея возможность купить за эти деньги два-три аналога с обычным ДВС, они не будут даже из-под палки. Мало того, около года назад сующие свой нос куда попало британцы подсчитали, что электромобили не окупаются даже в комтрансе: с учетом всех льгот и субсидий владельцу они обходятся на 30% дороже, чем машины с обычным силовым агрегатом. Нужно ли напоминать и об особенностях столичного климата, с которыми, судя по заверениям тех же чиновников, у нас асфальт не справляется, а он куда прочнее такой тонко организованной структуры, как современный литий-ионный аккумулятор.
Впрочем, инициатива пока носит даже не рекомендательный характер. Это предложение, реализованное в виде письма с соответствующей просьбой поспособствовать, так сказать, улучшению экологической ситуации в городе.
Но одно дело — бизнес, где деньги все-таки считают, и совсем другое — бюджетные ведомства, которым, похоже, по барабану, сколько и куда они в итоге тратят. Несмотря на довольно жесткое «нет» со стороны коммерсантов, те же МВД и «Почта России» ничего страшного в «озеленении» автопарка не видят. Действительно, что тут «видеть»: электромобили по полтора-два миллиона за штуку закупаться будут на деньги налогоплательщика, как и проблемы обслуживания. В конце концов через год-полтора никто не помешает признать эксперимент неудачным и поставить электромобили на прикол у ближайшего забора.
А это определенно случится, поскольку, говоря о возможности реализации проекта, г-н Кульбачевский продемонстрировал катастрофическое незнание предмета. Например, ссылаясь на «мировой опыт», он не преминул напомнить, что в Москве существуют уже 30 зарядных станций для электромобилей и что вскоре их будет около ста. А переход на электромобили в ночной логистике выгоден, поскольку в это время суток тарифы в три раза ниже и электросети не перегружены. Однако большинство электрических заправок расположены в промзонах. То есть весь этот полицейско-почтовый автопарк будет курсировать от одной станции к другой? Ведь при минусовой температуре, которая в Москве наблюдается по полгода кряду, реальный запас хода такого электромобиля уменьшится раза в два, до 40–60 километров: батареям придется не только электромотор питать, но и фары, и отопитель, а еще «люстру» с сиреной...
Да и с почтовой службой все негладко. Перед ее сотрудниками вопрос оперативного реагирования не стоит, им нужно просто успеть. Положим, успеют, разгрузятся, может быть, даже вернутся, а что дальше? На зарядку! Правда, уже утром, когда граждане на работу собираются, чайники кипятят… Как-то не вяжется этот момент со снижением нагрузки на электросети.
Однако «Почта России» буквально на днях подписала с компанией «Renault» договор о запуске тестового проекта, предполагающего использование 12 электромобилей (10 Kangoo Z.E. и 2 Twizy) в пяти российских городах. Как сказано в сообщении, эти машины будут использоваться в рамках аренды, но при этом их включат в состав корпоративного парка компании, так что обслуживать и заряжать их «Почта России» станет самостоятельно.