По самый… молоток!
Славный башкирский город Уфу просто захлестнула видеомания! Едва местный сотрудник ГАИ чего нарушит — правила дорожного движения или общения с налогоплательщиком, — тут как тут перед его носом начинает прыгать видеокамера, встроенная в мобильный телефон.
Охочие до порядка граждане так и лезут снять для истории процесс полицейского грехопадения.
Но то ли полицейские после вчерашнего не столь уж отменно выглядят, то ли боятся, что об их причастности к полиции узнают друзья, — неловко норовят выпасть из кадра. А заодно истошно требуют отдать телефон и валяют в грязи оператора, одновременно исполняющего обязанности сценариста и звукорежиссера.
Подобные истории, как правило, заканчиваются связыванием правдолюбов и доставлением в полицейский околоток с последующим препровождением в суд.
Суды, следует заметить, уже под самый молоток завалены многотомными сочинениями гаишников на тему «водитель не выполнил законное требование сотрудника полиции…», но еще героически держат оборону. А чтобы неповадно было сотрудникам ГАИ стряпать дела на пустом месте, все чаще… оправдывают водителей и разжевывают полицейским: требование «отдать!», «прекратить!» и «лечь-встать!» незаконно.
Но судейский урок гаишникам не впрок.
Имеющий видеокамеру да услышит!
В министерстве внутренних дел Башкортостана обиделись… Мол, ежели суды нас не понимают, обратимся с воззванием к братьям и сестрам.
И обратились. Пресс-служба МВД (понятное дело, что по согласованию с министром или лицами, когда надо, его замещающими) выступила с прокламацией: мол, в Интернете авторами, не жаждущими славы, а потому анонимными, размещаются видеосъемки сотрудников полиции при несении службы. Забывают, понимаешь, режиссеры, что отвлекают сотрудника от исполнения служебных обязанностей по охране общественного порядка.
А шутейным требованием «дать интервью», то есть принуждая выполнять обязанности, не предусмотренные законом, нагло вмешиваются в деятельность сотрудника полиции! Причем настолько нагло, что этот сотрудник полиции на «съемочной площадке» напрочь лишается возможности принять от граждан сообщение о каком-нибудь преступлении!
М-да… Вот до чего, выходит, докатились башкирские сотрудники ГАИ: им в ухо посылают сигнал о преступлении, а детская видеокамера по-взрослому отшибает способность реагировать.
Да и до каких масштабов в Башкортостане наплодили преступность, если полицейский ежеминутно должен принимать сообщения о преступлениях…
Маленькая птичка против важной птицы
Стыдно должно быть башкирскому министру за неуклюжий демарш. Стыдно должно быть за то, что наводить порядок он принялся не в своем, а во «вражьем» стане.
Уже давно российский министр внутренних дел, подписав приказ №185 об утверждении «Административного регламента…», сказал: «Сотрудник не должен препятствовать использованию видео- и звукозаписывающей аппаратуры участником дорожного движения».
И российский министр, наверное, прежде чем запретить своим подчиненным бросаться на камеру с кулаками, хорошенько подумал, будет ли камера отвлекать полицейского от приема заявлений граждан.
Хорошо бы башкирскому министру знать, что обвинение авторов видеороликов во вмешательстве в деятельность сотрудников полиции говорит о непонимании норм закона, который, кстати, его министерство обязано защищать. Ведь вмешательство — это не что иное, как звонок главы республики, депутата или иного государственного пупа земли сотруднику полиции с требованиями раскрыть служебную тайну, воздержаться от жестких мер или вовсе не привлекать к ответственности пьяного племянника.
Съемка на безобидную видеокамеру инспектора ДПС (равно как и любого другого сотрудника полиции), да еще и в публичном месте, никак не может являться вмешательством в деятельность полицейского!
И наконец: Закон «О полиции», которым, не исключено, руководствуются в МВД Башкортостана, гласит: деятельность полиции является открытой для общества.
Впрочем, башкирского министра можно понять. Ведь на таких съемках, где его подопечные нередко выглядят удручающе, птичка не просто так вылетает из камеры.
Она норовит поделом загадить мундир…