Сейчас эти семь великопостных недель по внешним бытовым признакам не слишком отличаются от прочих, но в дореволюционной России, в старой Москве все было иначе.
Список возможных развлечений для горожан на период Великого поста значительно сокращался. «Ценз» на веселье вводился соответствующими распоряжениями городских властей. Например, весной 1902 г. появилось предписание московского обер-полицмейстера, согласно которому всем чинам полиции следовало «иметь наблюдение, чтобы с 6 апреля (Вербная суббота) по 14 апреля (Светлое воскресенье) не было допускаемо никаких увеселений в городе, а равно музыки и пения в городских и загородных ресторанах, трактирах и тому подобных заведениях». Даже московские театры временно прекращали давать спектакли на русском языке (а вот итальянские труппы, регулярно выступавшие в Большом театре, обычно не прерывали своих гастролей).
В эти семь недель православные, садясь за стол, держали пост по-разному. Самые истовые даже горячую пищу, даже постное масло позволяли себе не каждый день, пробавляясь хлебом, холодной пустой кашей или гороховой лапшой, толокном, солеными овощами... Известно, например, что государь Алексей Михайлович, отличавшийся набожностью, во время поста обедал лишь три раза в неделю, в другие же дни заменой обеду служил кусок черного хлеба с огурцом или солеными грибами. Торговали с лотков в пост гречневиками — выпеченными из гречневой муки пирамидками, политыми подсолнечным маслом и посыпанными солью. А также гречневыми блинами и студнеобразным гороховым киселем.
Вплоть до рубежа ХХ века достойным конкурентом чая (особенно в уличной торговле «в разнос») оставался сбитень — согревающее питье, приготовленное на меду с добавлением корицы, гвоздики, имбиря, кардамона и лаврового листа.
Считалось, кстати, что раз вино-водка продукт не «животного происхождения», то пить их вполне можно. Священнослужители лишь призывали «пить в меру». Но вот это уже для русского человека было совершенно непосильным «постным правилом»!
Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин отмечает, что пост — это время перемен для человека, когда у него есть возможность наладить свою жизнь.
— Мне кажется, сегодня информационный пост для человека не менее важен, чем пост пищи и пития, — рассказывает священник. — Мы слишком много потребляем лишних сведений, люди очень много потребляют пустой, глупой и развратной информации. Даже деловые и полезные новости, имеющие отношение к вашей работе, слишком засоряют ваш мозг. Уделите лучше лишний час или даже 15 минут серьезным текстам, серьезному искусству, неспешному общению с ближними. Я считаю, что это уникальный шанс изменить свою жизнь.