Поймать политика и чиновника на фальшивой диссертации может каждый: инструкция

Журналист и блогер Сергей Пархоменко объяснил «МК», как это сделать: «Скандалы будут считаться десятками, что там Игошин и Лебедев...»

Добровольные волонтеры-изыскатели обнаруживают плагиат в диссертациях известных и влиятельных людей. В последнем «улове» им попались депутат от «Единой России» Игорь Игошин и сын Жириновского Игорь Лебедев, диссертации которых, как считают блогеры, буквально слово в слово повторяют чужие.

Журналист и блогер Сергей Пархоменко объяснил «МК», как это сделать: «Скандалы будут считаться десятками, что там Игошин и Лебедев...»

«МК» связался с активистом «поисковой группы диссерокопателей», известным блогером, журналистом Сергеем Пархоменко и узнал подробности того, как вывести на чистую воду недобросовестных «светил науки».

На днях разгорелся скандал с диссертацией депутата Госдумы от «Единой России» Игоря Игошина, проработавшего в Думе 14 лет, удостоенного медали «За заслуги перед Отечеством», претендовавшем на губернаторские посты и прочая, и прочая. Вот только звание ученого, которым обладает Игошин, поставлено нынче под сомнение. Энтузиасты обнаружили минимальные и несущественные различия в его диссертации на тему «Повышение конкурентоспособности предприятий на основе реализации их рыночного потенциала» от 2004 года с диссертацией некой Натальи Орловой «Рыночный потенциал как основа конкурентоспособности кондитерских предприятий» от 2002 года. Работы сходятся практически слово в слово, фактически лишь термины, относящиеся к кондитерскому производству, заменены на термины, связанные с мясопереработкой.

«МК» выяснил у Сергея Пархоменко, лидера «поисковой группы диссерокопателей» (так называет себя сообщество интернет-разоблачителей фальшивых ученых), легко ли было раскопать сей научный плагиат.

- Если говорить о технической стороне дела — все очень просто. Сперва вы берете автореферат любой интересующей вас диссертации — краткое изложение работы, занимающее порядка двадцати страниц. Все эти авторефераты есть в Интернете в открытом доступе. Вы копируете из интересующего вас автореферата какие-то цитаты, вставляете их в поисковик, типа Google или Yandex, и видите, что обнаруживаются авторефераты диссертаций других людей, где присутствуют те же самые слова. На этом этапе мы обнаруживаем родство работ разных ученых.

После этого мы можем убедиться в этом более точно. Для этого нам нужно получить две схожие диссертации уже в полном виде: это также несложно - достаточно бесплатно заиметь читательский билет Ленинской библиотеки или, уплатив небольшую сумму, электронный доступ к базе диссертаций — тогда для их изучения вам вообще не придется никуда ездить, вы сможете читать их со своего домашнего компьютера!

Впрочем, мало найти фальшивых диссертантов — нужно, чтобы их обман имел какие-то последствия, чтобы от него нельзя было просто отмахнуться и «спустить на тормозах», как это любят делать политики. Но увы, чаще всего бывает наоборот...

- Тактика у тех, кого обвиняют, очень простая: молчать и ждать — авось рассосется! - сокрушается Сергей Пархоменко. - Игошин на днях в интервью одной радиостанции стандартно попытался сделать красивую мину при плохой игре, заявив, что «подаст в суд», что «его юристы рассматривают сейчас этот вопрос», а пойманный на фальшивке незадолго до него сын Жириновского Лебедев в ответ на претензии что-то пробурчал в том духе, что он «не обязан реагировать на всякую ерунду» и т.д. А что им еще отвечать — все могут воочию увидеть диссертацию Игошина и диссертацию Натальи Орловой, в которой он фактически лишь заменил слово «шоколад» на «мясо», а «кондитерские предприятия» на «мясоперерабатывающие»... История сколь возмутительная, столь же и анекдотичная — сложно было бы в неё поверить, не будь она правдой!

- Будут ли, на ваш взгляд, наказаны те, кто получил звание ученого за деньги и за чужой счет?

- Многие «фальшивые диссертанты» цепляются за так называемый «трехлетний срок», после которого любая диссертация как бы считается «честной», если её не выявили раньше. Но это не так! Мы консультируемся с юристами, и они уверяют нас, что пресловутый срок давности имеет значение только при назначении наказания, а вот на изъятие ученой степени он влиять не должен и не может! Поэтому ученые звания должны быть отобраны у тех, кто их фактически купил, в любом случае — хоть три года спустя, хоть десять...

Сам ли депутат написал «фальшивку», или заплатил кому-то — неважно, уверен Сергей. Он все равно должен отвечать за это по полной программе, поскольку одобрил свое имя под халтурой:

- Умельцы поставили написание таких диссертаций фактически на поток. Я не исключаю, что можно будет найти эту же работу, в которой вместо кондитерской или мясокомбината будет «химическая промышленность», а вместо мяса или шоколада — скажем, аммиак. И вот вам — диссертация в химической отрасли!

- Сергей, кто будет следующим в вашей череде громких разоблачений?

- Пока все данные досконально не проверены, я не могу называть какие-то имена. Но поверьте, в ближайшее время скандалов с диссертациями будет очень много — ждите. Наши господа депутаты, сенаторы, главы администраций, губернаторы и мэры обзаводятся такими диссертациями в массовом порядке. Скандалы будут считаться десятками и в них будут замешаны люди, куда более известные, нежели Игошин и Лебедев!

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру