Дело об убийстве Ани Шкапцовой: перед судом «МК» узнал детали следствия

Подробности циничного преступления: родители специально купили парик, чтобы инсценировать похищение погубленной ими дочери

В среду, 6 марта, в Брянске начался суд на родителями, которые, по версии следствия, погубив восьмимесячную дочку. Светлана Шкапцова и Александр Кулагин инсценировали ее похищение и мобилизовали волонтеров (!) на поиски якобы пропавшей девочки. На судебном процессе находится репортер «МК». Но еще до начала суда нам удалось узнать новые подробности шокировавших всю Россию событий.

Подробности циничного преступления: родители специально купили парик, чтобы инсценировать похищение погубленной ими дочери

Cообщение о пропаже 8-месячной Ани Шкапцовой в марте прошлого года взбудоражило спокойный Брянск. Несколько недель тысячи волонтеров и сотрудников следственных органов искали похитителя девочки. А на экране телевизора заливалась слезами и молила вернуть ей ребенка 19-летняя мама Ани. Кто тогда мог предположить, что несколькими днями ранее сама Светлана Шкапцова завернула уже мертвое тельце девочки в одеяло и отдала мужу, чтобы тот его закопал, а потом сама же приобрела женский парик и вывезла на прогулки пустую коляску? Впоследствии по похожему сценарию - с хватающими за душу исповедями и мольбами о помощи в поиске, будет обращаться к волонтерам и расчленивший свою жену Алексей Кабанов...

В среду обвиняемые в убийстве родители предстали перед судом. Как они готовили инсценировку похищения? Об этом «МК» рассказали сотрудники СК по Брянской области, расследовавшие данное дело.

11 марта прошлого года в одно из Брянский отделений полиции вбежала заплаканная Светлана Шкапцова. Срывающимся голосом девушка рассказала, что лишь на пару минут зашла в магазин, оставив около входа коляску с 8-месячной дочкой Аней. А когда вернулась, ребенка в коляске уже не было. Правоохранительные органы города кинули все силы на поиски девочки. Отрабатывались все возможные версии: Аню могли похитить цыгане, психически больные бездетные граждане. Девочку в конце концов могли украсть для продажи за рубеж. В тот же день к поискам подключились волонтеры. Тысячи неравнодушных к горю молодых родителей расклеивали ориентировки, прочесывали подвалы, чердаки, навещали цыганские семьи. А с телеэкрана молила о помощи заплаканная Светлана Шкапцова: «Пожалуйста, верните дочь...»

Общее горе сплотило жителей Брянска За три недели добровольцам и следователям удалось найти десятки ранее пропавших детей. А о судьбе крохи все так и не было вестей. На тот момент следователи уже предполагали, что к похищению могли быть причастны родители. Но все же надеялись найти девочку живой.

- Еще во время первых бесед со Светланой Шкапцовой и Александром Кулагиным нас стали настораживать некоторые моменты. В частности то, что родители почти не занимались поисками ребенка. Пока волонтеры и сотрудники правоохранительных органов прочесывали город, они сидели дома и очень возмущались, что их часто приглашают для проведения следственных действий, - вспоминает следователь по особо важным делам СУ СК России по Брянской области Азамат Сообцоков. - Но не только это обстоятельство вызывало у нас подозрение. Позднее выяснилось, что Аня не была желанным ребенком. Светлана хотела сделать аборт. Когда же прервать беременность не получилось, она решила скрывать свое «интересное положение» от родственников и знакомых, не становиться на учет в женскую консультацию и не ограничивать себя в употреблении спиртного. Все это привело к преждевременным родам, которые молодые родители приняли дома. Но и после рождения Ани ей не оказывали должного внимания.

А 29 марта на одном из допросов горе-мамаша во всем созналась. Чтобы подвести Светлану Шкапцову к признательным показаниям, была разработана специальная комбинация.

- Мы понимали, что, находясь вместе, родители будут покрывать друг друга и настаивать на том, что девочку украли. Тогда решено было разрешить Александру уехать на работу в Москву, тем самым давая ему понять, что их мы ни в чем не подозреваем. Светлана же была вызвана в следственный отдел. В итоге с помощью правильно выстроенной доверительной беседы удалось уговорить женщину во всем сознаться. Она расплакалась и рассказала, как все было, - говорит Азамат Адамович.

«Репетировали «похищение» целую неделю...»

По версии следствия, вечером 22 февраля Александр Кулагин был изрядно пьян и начал ругаться со Светланой Шкапцовой. От шума и криков родителей расплакалась спавшая в своей кроватке маленькая Анечка. Чтобы усмирить девочку, отец несколько раз ударил ее кулаком, а потом бросил на диван. Тогда еще девочку можно было спасти, но родители и не думали звонить в «скорую». Вместо этого они расстелили в ванной одеяло, положили туда умирающего ребенка, закрыли дверь и продолжили попойку.

Согласно судмедэкспертизе, Аня Шкапцова умерла 26 февраля.

- После Светлана и Александр завернули тело девочки в одеяло и вынесли на балкон, где оно и пролежало до 4 марта. Потом же Александр вывез труп ребенка в деревню, где проживал его родственник, сжег, а затем закопал на поле. Родители начали продумывать, как скрыть следы преступления.

Следователи до сих пор удивляются, как двоим молодым людям удалось так тщательно инсценировать похищение. Впрочем, знакомые Кулагина такой сноровке не удивляются: отец Александра долгое время служил в правоохранительных органах города Почепа, поэтому мальчик чуть ли не каждый день слышал рассказы об оперативных мероприятиях. А в подростковом возрасте засматривался детективами и даже сам одно время хотел работать в милиции.

- В течение недели они готовили почву для того, чтобы прийти в полицию с сообщениями о краже ребенка. Несколько раз они прогуливались по улице с пустой коляской, покупали в магазине детские игрушки, а когда им домой звонили родители, громко включали диски со сделанными ранее записями Ани. Таки образом создавалась видимость, что ребенок жив-здоров,- говорит Азамат Сообцоков.

Пока волонтеры и следователи искали девочку, сами родители приобрели в магазине парик и несколько деталей женского гардероба. Для достоверности даже сделали несколько фотографий переодетого в женщину Александра на мобильный телефон — все должно было навести следователей на то, что девочка была украдена неизвестным.

Этот снимок был найден следователями в мобильнике, изъятом у родителей Ани. Александр Кулагин в женском парике репетирует инсценировку похищения дочери

11 марта после неоднократных репетиций решено было воплотить план с псевдопохищением в жизнь.

Кулагин даже придумал для себя алиби: накануне он уехал в Москву — там они работали вместе с отцом. Свой мобильный телефон он оставил у родителя, попросив Кулагина-старшего отвечать на все входящие звонки. Сам же тем временем приехал обратно в Брянск, прихватив незарегистрированную на себя сим-карту, - рассказывает следователь. - Когда мы решили проследить маршрут Александра в день «похищения», получалось, что он находился в столице. У него было алиби.

А на самом деле Светлана и Александр приступили к последнему акту спектакля.

11 марта 2012 года около трех часов дня Шкапцова вышла из дома с детской коляской, в которую положила завернутые в одеяло комбинезон и еще несколько вещей из гардероба девочки. Чтобы никто не обратил внимание на импровизированный манекен, коляску решено было плотно закрыть пологом от дождя. По пути девушка приобрела детскую игрушку, акцентировав внимание продавца на том, что она предназначена для ее дочери.

- Около 17 часов Шкапцова пришла к магазину «Зоопарк» в доме №33 по улице Пушкина, около которого оставила детскую коляску, а сама вошла внутрь, где купила корм и витамины для кошки. В это время Кулагин, тайно приехавший из Москвы, переоделся в заранее приобретенные парик и женскую одежду, забрал коляску и оставил ее в подъезде стоящего неподалеку жилого дома, предварительно забрав из нее детский комбинезон и другую одежду, - рассказывает следователь. - Затем Кулагин снова переоделся в общественном туалете. Парик, женскую и детскую одежду он сжег, а на следующее утро как ни в чем ни бывало вернулся на работу. Шкапцова же выйдя из магазина сделала вид, что ее ребенка похитили, и обратилась с соответствующим заявлением в правоохранительные органы.

«Светлана хорошо вживается в различные роли...»

Сейчас родителям девочки предъявлено обвинение в убийстве малолетней, совершенном с особой жестокостью группой лиц, а также в заведомо ложном доносе. По этим статьям им светит пожизненное заключение. Как только Светлана рассказала следователям о произошедшем той ночью, свою причастность к смерти ребенка не стал отрицать и ее гражданский супруг. Но родители настаивают: это не было предумышленное убийство, девочке они причинили вред по неосторожности. У следователей есть доказательства обратного.

- На допросах они говорили, что не желали девочке смерти. Якобы они хотели обратиться за медицинской помощью, но ждали, когда сойдут синяки и ссадины на теле дочери. Но следствию удалось установить, что сразу после избиения девочке не давали ни есть, ни пить. Ее положили в ванную и ждали, пока ребенок скончается. Эти факты доказывают, что Шкапцова и Кулагин совершили именно умышленное убийство.

Особого раскаяния, по словам следователя, у подсудимых нет. «Все время, пока проводилось расследование, они больше переживали за себя, чем за убитого ими ребенка. Постоянно спрашивали, сколько лет им дадут. Хотя Светлана иногда даже плакала», - добавляет следователь.

Впрочем, скорее всего, это было не больше, чем продолжение постановки. Ведь психологическая экспертиза, проводившаяся в рамках уголовного дела, показала, что Светлана от природы наделена качествами незаурядной актрисы.

Согласно заключению психологов, она очень хорошо вживается в различные психологические роли, адаптируется в ситуациях, может молниеносно принимать решения. Кулагин же более замкнут, но у него уже есть опыт общения с правоохранительными службами. Дело в том, что он неоднократно избивал и бывших жен, и детей. Некоторые даже в суд обращались, но дела прекращали в связи с примирением сторон...

Корреспондент «МК» следит за развитием событий в брянском суде.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру