«Сталин с нами», так назывался фильм документалиста Тофика Шахвердиева, когда он закончил его в 1989 году. «Сталин с нами?» — так он называется теперь. Вопросительный знак, как зыбкая подстилка от провала в бездну. Как приглашение к дискуссии. Но любая дискуссия идет Усатому только на пользу. Или так кажется?
5 марта в малом зале Международного университета в Москве это документальное кино показали. Чтобы обсудить. Пригласили прогрессивных историков, режиссеров кино, телеведущих. Их война со Сталиным продолжается. Бессмысленная и беспощадная. Война, где силы слишком неравны. Гвардия отступает, но не сдается.
Венец перестройки. Осмысленное и жесткое разоблачение Сталина развернулось по всему фронту. За антитоталитарным «Огоньком» стоят бесчисленные очереди, у стендов «Московских новостей» не протолкнуться. В толстых журналах печатаются диссидентские «Дети Арбата», «Архипелаг ГУЛАГ», триумфально проходит по стране фильм «Покаяние»… Казалось, еще немного, еще чуть-чуть, и Сталин исчезнет из нашей жизни, его просто не будет.
В фильме «Сталин с нами?» мы видим вроде бы уже вымирающий как класс вид человека пресмыкающегося. Отдавшие жизнь за царя, они отстаивают последний бастион. Их все меньше и меньше. По естественным причинам.
Фильм «Сталин с нами?», несмотря на всю философичность, должен был поставить последнюю точку, вбить осиновый кол в тирана. Его престарелым обожателям предоставляется последнее слово.
Фильм «Сталин с нами?» имеет разоблачительный пафос, его образный ряд очень виден. Камера переносит нас на Кавказ. Идет пастух и стадо баранов. Которые не путают свою шерсть с государственной. И не прячутся за чужую шкуру. Они ее отдают просто так, в порыве бесконечного патриотизма, чик — и ты уже на небесах. Барану режут горло, и он счастлив, конечно.
Камера переносит нас в камеру. В обыкновенную, тюремную. Умный зэк все правильно объясняет: за безмятежную жизнь, за пайку, за «с песней шагом марш!» и завтрак-обед-ужин по расписанию мы готовы отдать все, продать всех…
Образ на поверхности, он так ясен, чист как стеклышко. «И я кричу: «Остановите пленку, это кино я уже смотрел…» Оно идет 5 марта 2013 года. И с каждым годом, с каждым днем вопросительный знак куда-то исчезает, растворяется. Сталин с нами. Двух мнений быть не может?