Тайная аптечка вождя

Корреспонденты «МК» обнаружили среди лекарств Сталина средства от запора и головной боли

Ровно 60 лет минуло со дня смерти Сталина, а тайн вокруг его кончины не становится меньше. Словно время не властно над вождем, одно имя которого приводило в трепет миллионы людей. Спецслужбы не спешат рассекречивать документы, приоткрывающие дверь во внутренний мир генсека или даже просто описывающее его житье-бытье за «зубцами» и вне стен Кремля. Но ни одну тайну нельзя хранить вечно.

«МК» изучил состав личной аптечки генсека, список вещей в его гардеробе и подробности документального оформления его смерти.

Корреспонденты «МК» обнаружили среди лекарств Сталина средства от запора 
и головной боли

АПТЕЧКА. Передо мной документ, который не публиковался нигде, — опись личной аптечки Сталина. Точнее, это реальный список медикаментов, который был вложен в коробку (понятно, что лекарства давно пришли в негодность и их попросту выбросили, а сама она хранится в Государственном Историческом музее). У охраны генсека всегда были в запасе медикаменты, да и врач всегда, что называется, в шаговой доступности. Однако у Сталина была и его собственная аптечка, которой он мог воспользоваться так, чтобы об этом никто не знал. Генсек не любил прибегать к чужой помощи по мелочам: скажем, если палец порезал, голова заболела или сердечко неожиданно прихватило. Ну а про такие достаточно интимные вещи, как расстройство желудка и неприятности с кишечником, и не говорю.

— Аптечка лежала всегда на подоконнике в ванной комнате, — рассказывает доктор исторических наук, профессор, автор книги о Ближней даче Сталина Сергей Девятов. — Состав «укладки» был разработан специально под Хозяина (так, кстати, называли Сталина) и с учетом его возраста и потребностей 4-м Управлением Минздрава СССР в конце 1952 года. Аптечка более чем вместительная, и лекарств там разных — несколько десятков.

Итак, изучаю список. Напротив каждой позиции подробно указано, в каких случаях и как принять средство. Больше всего в аптечке сердечных препаратов, в том числе традиционные валериана, корвалол. В списке — эфедрин, уротропин, сульгин, слабительное пурген, геморроидальные свечи, глазные капли, порошок от кашля, несколько видов таблеток от головной боли, настойки на травах для профилактики морской и воздушной болезни, стрептоцид, камфорное и касторовое масло, борная кислота, спирт, эфир, горчичники (3 штуки), двууглекислая сода, уголь активированный, шалфей и т.д. В аптечке были также бинты, лейкопластырь, вата, бумага компрессионная, пузырь для льда, градусник.

Как часто использовал аптечку Сталин, точно сказать не может никто. Обслуга периодически проверяла и дополняла использованные медикаменты, но учета не вела. Иосиф Виссарионович обычно сам себе заклеивал ранки на стопе. Кстати, с ногами у него было больше всего проблем, и именно из-за этого он не любил новую обувь, предпочитая старые заношенные ботинки.

— Это связано с особенностями анатомического строения его ступней и болезнями, — рассказывает Девятов. — В медицинской карте вождя есть запись: «Сращивание пальцев левой ноги», а в акте патологоанатомического вскрытия значится: «Пальцы правой стопы (первый и второй) слегка разогнуты. Ногти на первом и на втором пальцах стоп утолщены, коротки, сморщены, буроватого цвета. Ногти прочих пальцев стоп бледны и тонки».

Выходит, Сталин занашивал ботинки и сапоги до дыр не из скромности, а из опасения, что новая будет причинять боль. Обслуга, конечно же, не раз предлагала разносить Хозяину обувь (у англичан принято, чтобы новую обувь для хозяина разнашивали слуги), но он отказывался наотрез.

— Он даже не позволял ни обслуживающему персоналу, ни сотрудникам охраны помогать себе обуваться, — продолжает представитель ФСО. По рассказам генерала Новика, часто галоши у него загибались, он не мог надеть их как следует, но когда охранник пытался помочь, отстранял того и сам галошу эту поправлял.

Вот мы и перешли незаметно к гардеробу.

ГАРДЕРОБ. Чаще всего Сталин пользовался шкафом, который стоял у него на Ближней даче (где он жил последние годы). Двустворчатый ореховый платяной — он до сих пор стоит на объекте, охраняемым ФСО. Ну как, заглянем в него?

На плечиках висят два кителя, толстовка, два серых френча (он в них часто появлялся на кремлевских приемах и съездах партии) и две пары брюк на подтяжках, светло-серый плащ, летнее пальто. Небольшая деталь: костюмы вождя чистили не в химчистке, а народным способом — с помощью кусочков белого хлеба.

Чаще всего Сталин пользовался этим шкафом.

На полках в шкафу лежат стопки носовых платков (белые с каймой и в клеточку), несколько пар кальсон, рубашки, серая и коричневая шляпы.

Разумеется, это не вся одежда, но — точно — большая ее часть. В гардеробе вождя было еще серое габардиновое пальто на шелковой подкладке, подбитое гагачьим пухом, подшитые валенки и пестрая шапка-ушанка.

— Ее генсек носил не только во время зимних прогулок по парку Ближней — 7 ноября 1941 года, он во время парада, он был в ней, — рассказывают работники объекта «Ближняя дача». — Шапку они завязывал под подбородком.

Отдельная история — про бекешу на лисьем меху, которая всегда висела в прихожей. Прислуга обратила внимание, что подкладка и мех по бокам у ней стерлись, и сообщила об этом генералу Новику. Тот осмотрел и согласился: однозначно надо менять! Негоже вождю ходить в такой бекеше. Стали думать, как «провернуть» дело. Сначала хотели, не говоря Сталину, сшить точно такую же и подменить. Думали, может, и не заметит вовсе. Но Носик решил все же по-честному спросить разрешения на заказ новой бекеши. Сталин отказал и велел починить старую: «Я же только пару раз в году надеваю эту бекешу — зачем же шить?..»

В гардеробе вождя было много халатов: серый файдешиновый ночной халат, банные, а также халаты из желтого репса, в которых Сталин работал в саду.

— У всех халатов была характерная особенность — укороченный левый рукав, — рассказывает Сергей Девятов. — Это потому что левая рука вождя плохо функционировала. Есть различные объяснения причин этого физического недостатка вождя. Одни говорят о ранении, полученном Сталиным то ли во время Гражданской войны, под Царицыном, то ли гораздо ранее, еще до революции, во время большевистских экспроприаций. Другие утверждают, что шестилетний Иосиф попал под фаэтон. Была еще версия, что больная рука — результат избиения в детстве отцом.

Сам Сталин объяснял боли в руке ревматизмом. Из документов следует, что в 1926 году врачебный консилиум вынес заключение о том, что причиной страданий генсека является болезнь Эрба (в форме мышечной дистрофии). В следующем году был поставлен дополнительный диагноз: «миальгия и артрит левой верхней конечности». К сведению, болезнь Эрба — заболевание генетическое и передается по наследству.

КОНЧИНА. Хрущев, Берия, Маленков до последнего стремились скрыть приближающуюся неминуемую смерть Хозяина, и даже сам факт ее обнародован был не сразу. Во многих местах из-за этого получилась весьма досадная «накладка». Еще 4 марта во все епархии ушло обращение, подписанное Патриархом Московским Алексием, в котором говорилось: «...Наш долг, долг всех верующих прежде всего обратиться с молитвой к Богу об исцелении дорогого для всех нас болящего. Благословляю во всех храмах всех епархий совершить молебствие о здравии Иосифа Виссарионовича...» Конечно, священники «на местах» приняли это указание к неуклонному исполнению. Молебны об исцелении раба Божьего Иосифа совершались даже 6 марта, когда было уже поздно во всех смыслах. Не будем обвинять священника: даже многие официальные органы в СССР не располагали реальной информацией о состоянии здоровья Сталина.

Ванная комната.

Тем временем Хрущев и компания в срочном порядке начали приводить в порядок его личное «хозяйство» — во избежание каких-либо неприятных сюрпризов. Еще 4 марта было оформлено постановление бюро Президиума ЦК КПСС, согласно которому все тому же «триумвирату» — Берии, Маленкову и Хрущеву — поручалось «принять меры к тому, чтобы документы и бумаги товарища Сталина... были приведены в надлежащий порядок». Сколько важных документов при этом «приведении в порядок» бесследно исчезло, трудно даже представить.

Зато сохранились от тех переломных дней некоторые документальные свидетельства, рассказывающие о подготовке и проведении церемонии похорон. Вот одно из них, совершенно неожиданное:

«Акт. Комиссия в составе т.т. Потапова П.А., Дьякова К.В., Пономарева А.С. и Никитина К.Г. составили настоящий акт в том, что нами проведена индикация гроба из дуба, обивочной ткани из шелка, подушек и наматрасника, уложенных в гроб, на наличие О[травляющих] В[еществ] и проверка на присутствие радиоактивных веществ при помощи прибора «ПОР» и наличие часовых механизмов прибором «Ч/М-1948». Результаты проведенной проверки показали отсутствие ОВ, радиоактивных веществ (РВ), часовых механизмов, а также посторонних предметов. 6 марта 13 час. 40 мин. Подписи...»

Интересно, что в первую очередь вызвало столь повышенное внимание к чистоте и безопасности сталинского гроба? Забота о сохранении тела умершего старого вождя или беспокойство о сохранении здоровья вождей новых, которым ведь предстояло нести гроб, стоять около него в почетном карауле...

Л.Берия, К.Ворошилов, Н.Хрущев несут гроб Сталина.

НАДПИСЬ. Было бы неправильно не вспомнить в годовщину смерти о месте захоронения Сталина. Два года назад «МК» с помощью сотрудников ФСО, экспертов и историков поминутно восстановил картину переноса тела Иосифа Виссарионовича из Мавзолея в могилу у Кремлевской стены. В то время вышла целая история с заменой букв на Мавзолее. Так вот, выяснилось, что плита с надписью «СТАЛИН ЛЕНИН»…

Но начнем с самого начала. Еще в первый день сталинского «заселения» в Мавзолей решено было сразу же закрасить буквы «ЛЕНИН» черной (под гранит) краской. Для большего сходства с натуральным камнем в краску вкрапили голубоватые «искринки». А уже поверх разместили новую надпись: «СТАЛИН ЛЕНИН». Но первые дожди и холода сделали свое дело: краска стала стираться, и над Мавзолеем предательски проступали первоначальные буквы. Тогда задумали заменить полностью плиту с надписью. К сведению, весит она 40 тонн. И это не просто плита — она одновременно являлась опорой для перил трибун, расположенных сверху Мавзолея. Комендант Кремля дал указание коменданту Мавзолея Машкову старую плиту вывести на Головинское кладбище и распилить... на памятники. А тот взял да и ослушался. Плиту отвезли по его личному поручению не на погост, а на завод. Там она лежала нетронутой вплоть до момента, когда Сталина вынесли из Мавзолея. Рабочие завода говорили: дескать, рука не поднялась ее разбивать. Да и мало ли что? И ведь они оказались правы. Старую плиту вернули на прежнее место, а ту, что с надписью «СТАЛИН ЛЕНИН», отвезли на этот же завод. Ходили разговоры, что совсем недавно ее уничтожили.

— Это неправда, уверяем вас, — говорят эксперты. — Она в целости и сохранности. Причем лежит все на том же заводе, но точное место вам не укажет никто. Это фактически государственная тайна.

Вряд ли плиту берегут на тот случай, чтобы снова поменять. Шансов у Сталина вернуться в Мавзолей нет никаких. Хотя в нашей стране и не такое бывало...

Сюжет:

60-летие смерти Сталина

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру