Особенности соколиной охоты

Корреспондент «МК» побывал в одном из самых необычных московских музеев

Когда в Новой Москве появятся ухоженные туристические маршруты, рекреационные зоны и национальные парки, когда на полках магазинов рядом с книгами про Рим, Прагу, Париж будут стоять толстые и красочные путеводители по окрестностям столицы, там будет сказано и о Музее соколиной охоты. Ведь музей этот — уникальный. Ну, или почти уникальный. Подобные ему есть только в штате Висконсин, США, и в Абу-Даби. Но до штата Висконсин корреспондент «МК» не добрался. А сюда — съездил.

Корреспондент «МК» побывал в одном из самых необычных московских музеев

Главный человек здесь — Константин Соколов. Впервые увидал сокола в Зоологическом музее, куда его в детстве привела матушка. Там познакомился с коллекцией профессора Дементьева — одного из самых преданных поклонников соколиной охоты. (Он был одним из создателей Дарвиновского музея в Москве, кстати.) В той давней экспозиции были представлены фотографии, предметы амуниции, статуэтки. Несколько повзрослев, Константин увлекся охотой. Но лет 15 назад понял, что охота обычная его не устраивает. Захотелось ему получить в партнеры птицу. Сначала попытался поймать ее сам. Не вышло. Купил самца ястреба-тетеревятника и стал охотиться. И «попал». «Вы даже не партнер птицы. Иначе она улетит. Хороший сокольничий — это хороший раб. Ну и наоборот», — считает Константин. Кончилось все тем, что новообращенный служитель соколиной охоты в конце концов создал музей под эгидой ГПБУ «ООПТ по СВАО Москвы». Здание государственное, коллекцию собирал Константин вместе с супругой Аленой. Такой вот паритет.

Взвейтесь, соколы, орлами

Расспрашиваю о корнях этого увлекательного дела. По одним данным, соколиная охота возникла в Индии около 3 тысяч лет назад. Индусы даже шутят, что их боги имеют много рук, а значит, идеально подходят для нее. По другой версии, соколиная охота возникла в Египте. Глаз одного из египетских богов — Хора, по утверждению сокольников, символизировал именно этот вид охоты. Через Римскую империю соколиная охота пришла в Европу. Занимались ею люди, так сказать, облеченные властью. Обеспеченные. Как утверждает Константин, тенденция эта сохраняется и по сию пору. Соколиная охота — это как школа высшего менеджмента всех времен и народов. Что ж, можно и согласиться. Соколы — птицы на редкость малосоциализированные. Индивидуалисты они. Традиционно сокольники управляли приказом тайных дел. У сокольников был даже свой тайный язык, понятный лишь посвященным. Соколиная охота всегда была близка к дипломатам, князьям и царям. Мало того, считалось, что если кто-то подарил кому-то сокола, то, значит, даритель признавал свою подчиненность получателю подарка. И такое отношение сохранилось до сих пор на Ближнем Востоке. О чем наши бонзы от оборонки забывают и упрямо, по словам Константина, дарят шейхам от имени своих фирм соколов. Отсюда и отношение к нам.

Ломать не строить

Порушил благополучие сокольничих Петр. Взял да «забрил» в гвардейские полки их детей. Устные предания, на которых и держалась вся соколиная школа, прервались. Тогда и началось падение интереса к этому виду охоты на Руси. К началу XX века для возрождения соколиной охоты пришлось даже выписывать специалистов из Голландии. Там тогда этим делом широко увлекались. Но эта элитная охота после Петровской эпохи пришла в упадок, а более народная, с ястребами, сохранилась — прежде всего за счет Поволжья, Башкирии, Кавказа, присоединенной Средней Азии, само собой. В Москве, кстати, тогда на ипподроме устраивались соколиные и собачьи охоты. Для пропаганды. Но охота умирала, пока не умерла окончательно перед Первой мировой войной. И сейчас соколиные клубы есть в 84 странах мира, а в Израиле, Австралии и в России соколиной охоты нет. Мало того, 16 ноября 2010 года ЮНЕСКО признала соколиную охоту частью культурного нематериального наследия, но Россия эту конвенцию не подписала. У нас этим видом охоты занимается около 200 человек, из них человек 15 увлекаются всерьез. Негусто. Здесь в музее собрана уникальная библиотека и видеотека. Но кому это надо? Есть здесь и соколиная школа. В ней готовят не соколов, а людей. Но сокольники вмешательства государства не ждут. Скорее наоборот. Боятся. Говорят так: лишь бы не мешали.

Особенности соколиной охоты

Особенности соколиной охоты

Смотрите фотогалерею по теме

Начинаем осмотр экспозиции. Вот на витрине несколько «шапочек» для соколов. Называются они клобуками. Кстати, здесь уверены, что слово «подкаблучник» пошло именно от клобука. Потому что сокол в клобуке находится в состоянии блаженства, покоя. Ну прямо как послушный муж. Каждый сокольник в России шьет клобуки сам — по выкройкам, придуманным еще в Древнем Египте. Следующий атрибут — перчатка. Называется она голицей. Ее тоже приходится шить самостоятельно. Но можно заказать и у мастеров. А я обращаю внимание на портрет самурая. Называется произведение «Японский сокольник с белым тетеревятником».

Японец, понятное дело, сидит с соколом на руке. Но в Японии это было совсем уже кастовым делом. Сокольник не мог даже глядеть в глаза птице, разговаривать с нею. Мало того, чтобы стать сокольником в Японии, надо было, чтобы 15 поколений до тебя занимались этим. Ну, японцы всегда были максималистами.

Спрашиваю: чему надо научиться начинающему сокольнику? Прежде всего выстраивать отношения с птицей. Весь курс длится около 4 недель. Птицу можно взять в питомнике. Недорогой сокол стоит 6—12 тысяч рублей. Чаще всего в России используют несколько видов соколиных: кречет, сапсан, балабан, дербник. Но просьба не путать соколов с ястребами. Это разные виды птиц. Спрашиваю: на кого лучше охотиться? Да на любую дичь «по перу». Лишь бы размеры дичи и охотника совпадали.

Охотничий полет

...Вспоминаю свою первую встречу с Константином несколько лет назад. Не обратить внимание на него было нельзя. В вагоне метро ехал человек, а на руке его сидел сокол в клобуке. Спрашиваю Костю об этом случае. Оказывается, до относительно недавнего времени одна из его питомиц выступала в театре на Таганке. «Актрису» зовут Дульсинея. Она «играла» в «Хрониках» Шекспира. Юрий Петрович Любимов очень Дульсинею любил.

Выходим во двор. Там на пеньках сидят привязанные «герои» разных пород. Первым делом бросается в глаза громадный беркут по кличке Марс. Взят был сюда из екатеринбургского питомника. Константин сообщает, что тут следует соблюдать некоторую осторожность. Прежде всего нельзя у птицы вызывать пищевую ассоциацию. Сила у него имеется. Нельзя также у соколов отнимать добычу. Спрашиваю: а как же тогда охотиться? Оказывается, чтобы забирать добычу, используют сумку с двумя отделениями. В одном кармане укрывают добычу, из другого предлагают птице вабило — приманку. Это или цыпленок, или вообще шкурка. У беркута, кстати, усилие у самца на одном пальце — 80 кг. А у самки 120. Они крупнее «мальчиков» вдвое. Чуть подальше сидит маленький сокол — дербник. На Западе они называются мерлинами. Помните Короля Артура? Вот оттуда и название.

Ну а теперь показательные выступления. Для этого к вабилу прикручивают парочку мертвых совсем маленьких цыплят. Их специально закупают на фермах. Затем актрису Дульсинею Костя сажает на перила крыльца. Наш фотокорреспондент снимает с нее клобук, и птица моментально пикирует на «добычу». Секунда, и она начинает ее рвать клювом. Вот вам и законы выживания налицо, где нет ни плохих, ни хороших. И посему хотелось бы, чтобы эта экзотическая и славная охота не исчезла.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру