Вообще, каждому журналисту, пишущему о московских проблемах, неплохо бы побывать в Хельсинки. Финская столица, схожая с нашей климатом, постоянно в качестве примера всплывает в дискуссиях на темы «хорошо ли мы убираем снег», «зачем Москве велодорожки, когда у нас полгода зима», «стоит ли использовать антигололедные реагенты» и им подобные. Так вот, снег в Хельсинки чистят. Сугробы, во всяком случае, вдоль дорог стоят. Хватает, правда, снега и на самих дорогах, и на тротуарах, где он щедро присыпан гранитной крошкой — главным местным реагентом. Если на улицах и есть велосипедные дорожки, то под снегом их не видно. Велосипедисты (и их много) ездят прямо по пороше. Нет у финнов той истовости, которая присуща столичным коммунальщикам, готовым до хрипоты докладывать, сколько миллионов кубометров снега они вывезли за сутки. Впрочем, в отличие от Москвы нет у них и широченных внутригородских магистралей с грузовиками, способными за полчаса утрамбовать трассу до состояния ледника. Вся транспортная логистика давно спрятана под землю и на задворки торговых центров. Парковок для легковушек в центре под магазинами столько, что кажется, будто по ним можно переходить из дома в дом, не выныривая на поверхность. Реденький поток ездит по улицам, и нет необходимости зачищать их до блеска всякой химией, хотя ее благополучные соседи все же при необходимости используют. Но, повторяю, без фанатизма.
Так что про уличные реагенты для финнов это не актуально. Не то что про повышение чистоты в лечебных учреждениях. И вот нам, группе столичных журналистов, приехавших по приглашению Дома Москвы в Хельсинки, рассказывают, как много еще бактерий в воздухе финских больничных палат. И, чтобы избавиться от них — а заодно и от неприятного запаха, — нужно сделать так, чтобы путь грязного белья от койки до прачечной был максимально быстрым.
Звучит это все интригующе. Какие такие нанотехнологии можно использовать для, в сущности, простой операции?
Чтобы все увидеть, мы едем в высотную больницу («Башня») «Мейлахти». Высота «Башни», правда, всего 15 этажей. Обычная коробка из стекла и бетона. В Москве такие десятками доживают свой век по промзонам в ожидании сноса. Но в Хельсинки эта башня была первой высотной постройкой 1960-х годов, она считается памятником архитектуры, и поэтому ее сейчас полностью перестраивают заново. Хотя снести и возвести новое современное здание было бы дешевле. Но, видимо, в сфере сохранения памятников финны предпочитают мыслить не так рационально, как многие наши застройщики...
Мы ходим по стройке. Внутреннюю начинку «Башни», в отличие от ее внешнего облика, переделывают полностью — под современные комфортабельные палаты и новейшее оборудование. Естественно, не забыты и системы транспортировки грязного белья.
Наш сопровождающий, директор-распорядитель компании «ECOSIR GROUP» Маури Лепонен, подводит нас к люку в стене.
— Белье будут складывать в мешки и кидать сюда, — не без гордости рассказывает он, — по шахте оно упадет вниз, там его заберут грузовики и увезут в прачечную.
Заглядываем в люк. Действительно, вертикальная шахта. Язык не поворачивается сказать радушным хозяевам, что технология эта в некоторых других местах известна под названием «мусоропровод».
Но нас везут уже в другую, действующую больницу и снова настойчиво обращают внимание, как быстро белье в мешках по трубам попадает в мусоросборники, откуда его вывезут. «Так достигается максимальная чистота, — в десятый раз повторяет г-н Лепонен. — И обратите внимание: никаких запахов».
Это правда. Присущий большинству наших медучреждений грустный аромат лекарств, болезни и столовской пищи здесь отсутствует напрочь.
Понемногу проникаешься уважением к этой простой, но эффективной системе. Может, действительно не нужно изобретать нановелосипед. А действовать, как в анекдоте про секрет хорошего чая — просто класть побольше заварки. В данном случае — максимально быстро и аккуратно доносить мусор или грязное белье до мусоропровода. А потом вывозить.
Но скоро стало ясно, что все не так просто. И мусоропровод можно разогнать до околокосмических скоростей. Точнее, транспортировать мешки с бельем по трубам с помощью уже вакуумных систем. В современные больничные комплексы встраивают именно их.
В интерьерах центральной больницы Пяйт-Хайме города Лахти в принципе можно снимать фантастические фильмы, немало сэкономив на декорациях. По просторному подвалу рассекают на самокатах техники и медсестры. Самокаты основательные, трехколесные — по сравнению с ними те фитюльки, на которых по Москве катаются дети, что «Ока» против «БелАЗа». Ну так ведь в огромной больнице они не для развлечения. Каждый оснащен корзиной — клади хоть гаечные ключи, хоть медкнижки. Самокатов много, они все время под ногой. Проехал из точки А в точку Б, поставил транспортное средство — кому-нибудь еще обязательно понадобится. Потеть, накручивая дистанции, не приходится. А для многоярусных этажерок с лекарствами вообще люди не нужны. По полу скользят пеналы-роботы. Двигаясь по заданному маршруту, они подъезжают под такую этажерку, тащат ее до лифта — тот, естественно, тоже открывается сам, повинуясь сигналу, — и далее везут медикаменты на нужный этаж. Система транспортировки грязного белья всем этим «гостям из будущего» вполне соответствует.
...В диспетчерской этой самой системы на экран компьютера выведена схема, напоминающая схему метро: разноцветные линии, метки «станций». На самом деле это проходящие по больнице 25 трубопроводов. Они соединяют 70 стояков, куда и сбрасывают мешки с бельем и — в другую трубу — с мусором. Пластиковые мешки до скорости 30 метров в секунду разгоняют вентиляторы. Всего их три, но для перемещения белья задействуют два, для мусора достаточно одного. В одном из помещений футуристического подвала стоит бункер. Белье, с ветерком промчавшись по трубам, попадает туда. Потом (механизация!) по ленте транспортера переезжает в большую тележку. Трижды в день наполненные тележки перегружают в мусоро- и бельевозы.
Но и это не все. На компьютерной схеме трубопровода отображается, с какого этажа сбрасывается белье, сколько его на данный момент застаивается в трубах. Все для того, чтобы включать систему (а обслуживают ее, между прочим, пять человек) именно в тот момент, когда можно переместить в бункер оптимальное количество белья, а не гонять ее ради одинокого мешочка. Эффект налицо, точнее, на графике, вывешенном в диспетчерской. До внедрения этой «накопительной» механизированной системы расход потребления электроэнергии достигал 7900 кВт в час. Теперь же — около 3000 кВт в час. «И мы даже продаем излишки электроэнергии», — с гордостью рассказывают представители больницы.
«Ну, чтобы такое появилось у нас — это точно фантастика», — скажет кто-нибудь. Думается, что это не так. Не зря же в Москве идет программа модернизации здравоохранения, переоснащения городских медучреждений современным оборудованием, и, кстати, как неоднократно заявляли руководители столичной медицины, с разумной экономией — на закупке оборудования Москва в общей сложности сберегла не менее 30% выделенных средств. Очевидно, что эффективные и энергосберегающие финские гигиенические технологии придутся по душе московским медикам, благо северные соседи намерены в ближайшем будущем представить их столице. И тогда новые московские клиники будут открываться с уже встроенными «транспортными путями» в стенах. Которые позволят сделать больницы чище, людей — здоровее, а потребление электричества — меньше. А главное — никаких запахов.