Интересы Надежды Толоконниковой, Марии Алехиной и Екатерины Самуцевич теперь представляют адвокаты Ирина Хрунова и Йонко Грозев. Хрунова, напомним, вступила в дело в последний момент, выступив в защиту Екатерины Самуцевич, что помогло ей, единственной из всех подсудимых, получить условный срок.
— Свое обращение в Евросуд мы написали на 60 страницах. Оно содержит жалобу и на нарушение права на справедливое судебное разбирательство, и на незаконный арест и его продление, и на нарушение свободы слова, на унижение достоинства, жестокое обращение. Мы просим ЕСПЧ признать, что суд, который вынес Алехиной, Самуцевич и Толоконниковой обвинительный приговор, был несправедливым, — рассказала «МК» Ирина Хрунова.
Как пояснили адвокаты, они считают, что утверждение о том, что панк-молебном в храме Христа Спасителя девушки хотели оскорбить чувства верующих, которое лежит в основе обвинительного приговора, в корне неверно. Это был политический перформанс, созданный в ответ на то, что именно в этом храме на Архиерейском соборе патриарх Кирилл публично поддержал кандидатуру Владимира Путина на пост президента. А поэтому и воспринимать панк-молебен нужно именно как реакцию на политическое событие. А свободу того, как это выражается, согласно принципам, сформулированным ЕСПЧ, власти демократических государств обязаны защищать, даже если им не нравится форма выражения.
Что касается рассмотрения дела, то здесь, как говорят адвокаты, права осужденных нарушались и тем, что в суде не допрашивались эксперты, и тем, что девушек ограничивали в общении с их адвокатами. Унижение достоинства выражалось в том, что сам факт нахождения Алехиной, Толоконниковой и Самуцевич в «аквариуме», да еще и растиражированный в СМИ, создавал им образ заведомо виновных. А пытки — это то, что во время процесса девушек поднимали рано утром, потом несколько часов везли в переполненных автозаках, по десять часов держали в «аквариуме», что не давало им возможности нормально пообедать, попить или сходить в туалет. При этом судья отказывала им в перерывах, когда они об этом просили.
— Вы просили суд рассмотреть вашу жалобу в срочном порядке? — задал вопрос «МК» адвокату Хруновой.
— Естественно, мы просили рассмотреть дело быстрее. Но сказать, когда суд его рассмотрит, я не могу, поскольку это исключительно его решение. Бывает так, что не просишь рассматривать дело в приоритетном порядке, а суд назначает его в первую очередь. А бывает и наоборот.
— Но в вашем случае, насколько известно, суд сам выразил заинтересованность в том, чтобы рассмотреть это дело быстрее. Я имею в виду ответ на вашу предварительную жалобу, в котором вас просят поторопиться с отправкой дополнительных документов.
— Да, я получила письмо из ЕСПЧ, в котором напрямую не сказано, что там хотят быстрее приступить к рассмотрению этого дела, но фраза там такая есть: мы просим прислать документы как можно быстрее.
На вопрос корреспондента «МК» о том, каковы перспективы дела Pussy Riot против России, в ЕСПЧ отвечать отказались, сославшись на то, что процесс его рассмотрения еще не начался. «Это зависит от того, на нарушение каких статей Европейской конвенции по правам человека они жалуются», — заявили собеседники.
Между тем Россия занимает лидирующую позицию по числу поданных в ЕСПЧ жалоб — 22,3% от общего числа на конец 2012 года (это даже привело к тому, что для россиян было введено специальное ограничение: в случае если жалоба будет подана не в соответствии с установленной формой, повторно подать ее уже не получится). Поэтому представить себе примерную картину можно.
Наиболее вероятное решение — выплата денежной компенсации. Причем речь идет о десятках тысяч евро.
Так, в 2008 году ЕСПЧ обязал Россию выплатить дипломату Валентину Моисееву, осужденному за шпионаж, 28,9 тысячи евро компенсации. Страсбургский суд посчитал пытками продолжительное нахождение Моисеева в российских конвойных помещениях «без вентиляции, полноценной пищи, воды и свободного доступа к туалету». А в 2011 году суд в рамках рассмотрения заявления российского ученого Игоря Сутягина, также осужденного за шпионаж на 15 лет, вынес решение о выплате ему Россией 20 тысяч евро...
При этом одним из наиболее громких российских дел, рассматривавшихся в Страсбурге, остается дело «ЮКОСа». За нарушения, допущенные в ходе расследования первого дела, ЕСПЧ оштрафовал Россию на 10 тысяч евро и еще 14 543 евро обязали выплатить как компенсацию за судебные издержки.
Дело «ЮКОСа», однако, показательно в другом аспекте. ЕСПЧ, в отличие от устоявшегося имиджа, отнюдь не является инстанцией, последовательно выступающей против России. В деле «ЮКОСа», согласно вердикту от сентября 2011 года, ЕСПЧ счел несправедливыми судебные разбирательства по этому делу, но — что было наиболее важно для многих сторонников Ходорковского — не нашел в нем политической подоплеки.
Таким образом, Pussy Riot с большой долей вероятности могут отсудить себе некоторые суммы через Страсбург. А удастся ли получить с этого дела политические дивиденды — вопрос.