Хорошо сидим…
До аэропорта было уже рукой подать.
— Теперь точно не опоздаем, — сказал Олег Владимирович Б. своей жене. И тотчас же сообразил, что свои слова придется взять обратно: с обочины выбежал на дорогу и махнул ему жезлом инспектор ДПС.
Принюхавшись, молодой лейтенант скривился и брезгливо выдохнул:
— Ой-ой… Вы же вусмерть пьяный!
Алкометр показал внушительную цифру, отчего дальнейший спор на тему «пьян или не пьян» утратил всякий смысл.
Изучив документы на автомобиль, лейтенант состряпал протокол об отстранении, протокол о нарушении и вдруг крепко задумался…
— Постойте, — обратился он к супруге Олега Владимировича, — вы часом не Елена Сергеевна?
Елена Сергеевна возражать не стала.
— Судя по документам, автомобиль принадлежит вам, — обрадовался лейтенант.
Ольга Сергеевна снова согласилась.
— Ваши документы и водительское, пожалуйста, — потребовал инспектор.
Второй протокол лейтенант составил в отношении Елены Сергеевны. И подытожил:
— Будучи собственником автомобиля, вы передали управление нетрезвому водителю. Тоже пойдете под лишение…
И спустя три дня в суд, таким образом, было направлено сразу два дела: одно — в отношении Олега Владимировича, по факту управления автомобилем в состоянии опьянения, второе — в отношении Елены Сергеевны, за передачу управления нетрезвому супругу.
Поскольку нарушение, совершенное Олегом Владимировичем, суд посчитал полностью доказанным, то счел возможным лишить его права управления на полтора года.
А вот привлечь к ответственности его супругу оказалось гораздо сложнее…
Да что там! Просто невозможно…
Не выдал доверенность — хотя бы… обнюхай!
В судебном заседании выяснились любопытные подробности, мимо которых проскочил подслеповатый инспектор ДПС.
Суд установил, что Олег Владимирович получил от жены право на управление семейным автомобилем еще месяц назад, а не в тот день и час, когда супружескую пару поймал инспектор ДПС. Благо дело — в подтверждение того даже имелась и была предъявлена инспектору рукописная доверенность.
Иными словами, Елена Сергеевна последний раз допустила к управлению автомобилем своего супруга тогда, когда он был, надо полагать, абсолютно трезвым. Во всяком случае суд не установил, что месяц назад Елена Сергеевна сажала за руль нетрезвого мужа. Да и не пытался установить, ибо к нынешнему делу это не имело никакого отношения.
Стало быть, Елена Сергеевна, что называется, оказалась неподсудна!
И мировой судья судебного участка №138 района Внуково города Москвы Слисенко вынес единственно правильный вердикт: поскольку суду не представлены доказательства передачи управления именно в тот день, когда нетрезвого супруга задержали пьяным, дело в отношении Елены Сергеевны следует прекратить за отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения.
И от ответственности ее освободил.
…История оказалась поучительной даже для инспектора ДПС. Даже инспектору ДПС стало понятно: водитель может быть признан виновным в передаче управления автомобилем нетрезвому водителю только в том случае, если эта передача состоялась в режиме реального времени. Ну, например…
— Садись-ка, Олежка, за руль, — предложила бы Елена Сергеевна. — А то я что-то устала.
А Олег Владимирович встал бы на дыбы:
— Да как можно! Я ж на грудь принял!
Но все равно бы сел.
Понятно, что в этом приключении Елену Сергеевну спасла доверенность.
Но непонятно, а как теперь разбираться в подобных историях, если доверенности на право управления отменены?
А вот как…
Что запрещено водителю — можно пассажиру…
Следует учесть, что доверенности на самом деле никто не отменял. Право на их выдачу как было предусмотрено Гражданским кодексом, так и предусмотрено по сей день. Другое дело, что наличие доверенности в кармане у водителя отныне необязательно. И даже никакой инспектор ДПС не потребует ее предъявить. Выдача доверенности отныне дело добровольное.
Стоит ли воспользоваться этим правом? Разберемся.
Доверяя управление своей машиной другу, свату или брату, мы всякий раз рискуем, ибо никогда доподлинно не знаем, в каком состоянии он пребывает. Стало быть, делаем вывод первый: передавая руль даже тому, кому вы бесконечно доверяете, лучше подкрепить «сделку» доверенностью. Если вам доведется, как Елене Сергеевне, сидеть рядом с тем, кому вы передали руль, у вас появится возможность, предъявив инспектору доверенность, сразу же освободить себя от обвинений.
Это намного проще и дешевле, чем в отсутствие такого документа предстать перед судом.
Ну, а если уж подобное все-таки случилось и в кармане доверенности не оказалось, придется убеждать суд в правильности второго вывода: передавать управление нетрезвому водителю запрещено только… водителю.
Нет, это не абракадабра.
В Правилах дорожного движения прямо сказано: водителю запрещается передавать управление транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения. То есть Елена Сергеевна не имела права, сидя за рулем автомобиля, то есть будучи водителем, на светофоре выскакивать из-за баранки и усаживать за руль своего нетрезвого супруга.
Но по дороге в аэропорт она являлась пассажиром. И даже при всем желании, будучи пассажиром, не имела возможности передать управление автомобилем мужу: если сама не рулила, то и передать руль физически не могла!
Если вы разобрались в этой казуистике, то, вероятно, сумеете объяснить эти тонкости судье.
А впрочем, куда ж вы денетесь!
На карту ведь поставлено совсем немаленькое наказание — до двух лет хождения пешком…