9 февраля 1923 года Совет Труда и Обороны СССР принял два важнейших постановления: "Об организации Совета по гражданской авиации" и "О возложении технического надзора за воздушными линиями на Главное управление воздушного флота". Так появился Гражданский воздушный флот России - правда, пока в теории. Впрочем, переход к практике произошел фактически мгновенно. Уже 17 марта было учреждено Российское акционерное общество Добровольного воздушного флота - "Добролет".
Идеологом "Добролета" был Лев Троцкий, считавший, что на одном энтузиазме небо не покорить. "Добролету" отводилась стратегическая роль творца авиационной мощи страны. А всем желающим было предложено заработать на благих деяниях общества, которое вскоре станет крупнейшим авиаперевозчиком и авиастроителем в СССР.
Уставной капитал "Добролета" составлял 2 млн. руб. золотом. Общество создавалось, как отмечалось в его уставе, "для развития гражданского воздушного флота в пределах СССР путем организации воздушных линий для перевозки пассажиров, почты и грузов, производства аэросъемки и иных отраслей применения воздушного флота на основе отечественной авиапромышленности". Влияние "Добролета" распространялось как на РСФСР, так и на территорию среднеазиатских республик.
Казимир Малевич придумал эмблему общества: цельнометаллический моноплан Юнкерс F-13, разработанный после Первой мировой войны. Эти машины и начали выполнять рейсы "Добролета" по маршруту Москва – Нижний Новгород. Не менее пяти F-13 было собрано в СССР под названием ПС-2. Самолет, завоевавший успех во всем мире, оставался основой парка советской пассажирской авиации до начала 1930-х годов.
Автором первых плакатов "Добролета" (они появились в 1925 году и считаются первыми рекламными плакатами в России) был один из идеологов русского авангарда конструктивист Александр Родченко, часто работавший вместе с Маяковским. Рекламные кампании этого дуэта, по нынешним меркам, отличались чрезмерной агрессивностью. Как вам, например, такой, говоря современным языком, слоган: "Тот не гражданин СССР, кто "Добролета" не акционер". Или: "Стыдитесь, вашего имени еще нет в списке акционеров "Добролета". Вся страна следит за этим списком". Однако во многом благодаря такому напору капитал "Добролета" за год вырос с 2 до 5 млн. рублей.
Акции "Добролета" мог купить любой. Каждая организация, приобретающая акции на 25 тыс. золотых рублей, получала право по собственному разумению пользовать построенный на ее деньги самолет. В уставе, правда, оговаривалось, что все имущество общества должно перейти военному ведомству по первому требованию правительства.
В апреле 1923 года по типу "Добролета" создано Украинское общество воздушных сообщений ("Укрвоздухпуть"); в мае - закавказское общество воздушных сообщений ("Закавиа"). В декабре 1929 года было организовано единое общество "Добролет СССР".
Любопытные факты: в 1930 году общая длина воздушных линий "Добролета" составила 26 тысяч км; в 1923-1930 годах самолеты преодолели общее расстояние 10 миллионов км, перевезли 47 тысяч пассажиров и 408 тонн грузов.
9 октября 1930 года было образовано Всесоюзное объединение гражданского воздушного флота при Совете Труда и Обороны. Эта организация 25 февраля 1932 года преобразовала Общество "Добролет" и Главную Инспекцию воздушного флота в Главное управление гражданского воздушного флота при Совете Народных Комиссаров СССР. И ровно через месяц оно получило имя "Аэрофлот". Был утвержден флаг гражданской авиации, введена форменная одежда и знаки различия персонала. Ну, а визитной карточки компании на долгие годы стали, безусловно, красавицы стюардессы.