И для этого даже разработала проект приказа «Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной услуги по приему квалификационных экзаменов и выдаче водительских удостоверений». Согласно ему с 1 февраля 2013 года экзамены должны были приниматься по новой, более жесткой схеме. Чем не преминули воспользоваться многие автошколы, заманивая клиентов. Они стали «кошмарить» откладывающих обучение граждан страшилками, что с 1 февраля пройти испытания в ГАИ станет практически невозможно.
Хотя, по большому счету, меняется не так уж и много. Скажем, общее число вопросов остается неизменным — ровно 800 (испытуемому надо ответить на 20). Другое дело, что теперь за каждую ошибку (всего позволено сделать две) вам подкинут по пять новых вопросов. И здесь уже ошибиться нельзя ни разу. Время ответов на основные вопросы не изменилось — 20 минут. И еще по минуте дали на каждый дополнительный.
Что касается практического этапа, то на площадке придется демонстрировать не три, а четыре фигуры. Требования к городской езде тоже изменились, но не столь кардинально, как пугают инструкторы автошкол (полностью новые правила практического экзамена вы можете найти на сайте «АвтоВзгляд»).
Из мелочей стоит отметить такую новацию, как запрет инструкторам автошкол принимать участие в экзамене (пока преподаватель вождения сопровождает своего ученика во время сдачи гаишных тестов).
Однако с 1 февраля все перечисленные нововведения применяться не будут! Дело в том, что в нем, помимо прочего, имелась норма, позволяющая сдавать экзамен экстерном. Но уже в феврале будут окончательно приняты поправки в Закон РФ «О безопасности дорожного движения», экстернат запрещающие категорически. И чтобы ведомственный приказ не входил в противоречие с федеральным законом, его чуть попридержали. Но как только ФЗ примут, приказ немедленно, как сообщил нам источник в МВД, откорректируют и подпишут. Так что с большой долей вероятности можно утверждать, что экзамены на «права» по-новому начнут принимать с 1 марта (в крайнем случае — с 1 апреля).
Однако решит ли это проблему с аварийностью? Мотив разработчиков документа вполне понятен: усложнением правил сдачи экзаменов они хотят не допустить на дороги не разбирающихся в ПДД людей. Но, по мнению опрошенных нами экспертов, занимающихся проблемами безопасности дорожного движения, даже автомобилист с 30-летним стажем абсолютно безаварийного вождения не вспомнит, если его проэкзаменовать, и десятой части пунктов Правил. При этом он безавариен потому, что в процессе езды пользуется исключительно здравым смыслом. И при любом сомнении в правомерности и безопасности того или иного маневра просто-напросто отказывается от него. Из ПДД же он помнит только основные и действительно важные пункты, говорящие, например, о приоритете проезда (уступи дорогу, главная дорога, одностороннее движение и т.д.) и дорожных ограничениях (скажем, обгон запрещен).
Кроме того, нельзя забывать, что большинство ДТП происходит лишь по четырем причинам: нарушение скоростного режима, несоблюдение дистанции, непредоставление преимущественного проезда, неправильный обгон. Но ни экзаменационные билеты, ни практический экзамен не позволяют выяснить, насколько адекватно человек представляет себе эти действия в реальной ситуации. И не случайно, наверное, что в одной из самых моторизованных стран мира — США — ПДД вдвое короче наших и носят при этом больше рекомендательный характер.
Другими словами, ужесточив правила сдачи на права, гаишники придумали себе лишнюю работу, которая к дорожной безопасности не имеет никакого отношения. Зато, как водится, имеет явную коррупционную подоплеку: чем жестче и сложнее правила, тем дороже стоит услуга по их «левому» обходу.