«Ура! Не будет соревнований»
В подмосковную Рузу, в выездной лагерь выходного дня «Открытие», были приглашены ребята семи московских школ и строительного колледжа №26.
Здесь, на базе учебно-реабилитационного молодежного центра «Алмаз» Российского государственного социального университета, три года назад и был построен по проекту известных полярных путешественников Дмитрия и Матвея Шпаро единственный пока в России комплекс высотных развивающих тренажеров «Рубикон».
За эти годы «Рубикон» прошли тысячи детей из московских коррекционных школ и воспитанников психоневрологических интернатов.
В ноябре и декабре 2012 года высотные тренажеры начали осваивать подростки, стоящие на внутришкольном учете, требующие особой педагогической заботы. В команды были привлечены также и социально успешные дети тех же школ.
— В программе участвовали 137 человек: 114 школьников и 23 педагога, — взял слово директор центра дополнительного образования «Лаборатория путешествий» Матвей Шпаро. — Основной целью была социализация, основной метод — моментальное погружение в путешествие и приключение.
— Нужна была некая «экстремальная», непривычная среда, где не работали бы сложившиеся стереотипы, — дополнил директор фонда «Клуб «Приключение» Дмитрий Шпаро. — Телевизор и Интернет снабжают детей примерами предательства, лжи, лицемерия. Неудивительно, что подростки все чаще действуют не по-детски, проявляя агрессию и жестокость. Такие слова, как «доброта», «милосердие», «сострадание», практически исчезли из нашего лексикона. Дети находятся под жутким стрессом, с экранов им внушают: «Ты должен быть первым, даже если тебе придется пройти по головам других людей». «Рубикон» — совершенно противоположный, позитивный жизненный опыт. Высотные тренажеры — находка и для тех подростков, кто ездит на крышах электричек. Детям с таким отклоняющимся поведением просто необходимо выплеснуть свои эмоции, свою излишнюю храбрость, что хлещут через край. И важно, чтобы эта легализованная возможность была не опасной для их жизни.
Педагоги вспоминали, как дети, приехавшие в Рузу, восторженно кричали: «Ура! Не будет соревнований! Не надо выше, быстрее, сильнее!»
— Когда дети идут через препятствия «Рубикона», никто не может расталкивать других локтями и рваться вперед. У него это просто не получится, — объяснял Дмитрий Шпаро. — Он дойдет до финиша лишь в том случае, если его поддержат члены команды. Наоборот, что происходит с самым слабым? Его не бросят, чтобы быстрее самим идти вперед, а вовлекут в работу. Итогом будет забота, чувство доброты, милосердия и сострадания. И в результате общей работы эти возникшие чувства доставят всем радость.
«Страх смешивался с восторгом»
Каждому члену команды были выданы поясная обвязка и страховочные усы. Звучала команда инструктора: «Волосы заправить под бандану, надеть каску». Наставник еще раз проверял, как команда научилась поочередно перецеплять карабины на вертикально натянутых веревках. И, наконец, звучал клич: «Вперед! Риск несет в себе возможности». Команда шла на «восхождение».
Их ждал «Рубикон» — сплетение тросов, сеток, канатов между вертикально стоящими 13-метровыми сосновыми бревнами. Были искусственно созданы те же ситуации, что при «форсировании горной Арагви», «проходе по вьючной тропе на Казбеке», «переправе через тектонические трещины», «преодолении переметных ледников», «болотной топи». Где ребятам пришлось столкнуться с «камнепадными участками», «отвесными скалами», а потом взобраться на «вершину».
Целый день они провели на высоте. Внизу была пустота, практически пропасть. Здесь не работал тезис «каждый сам за себя». Здесь пришлось говорить только «мы». Так хитро устроены препятствия на «Рубиконе», что одному их просто не пройти. Команда совместно искала оптимальные выходы из разных сложных ситуаций.
Эти часы вместили в себя события многодневного экстремального похода. Время спрессовалось. На верхотуре уже было не важно, как ты учишься, из какой ты семьи, сколько тебе лет… «Рубикон» всех привел к одному знаменателю. На первый план выступили личностные качества: доброта, чувство локтя, выдержка, смелость, ответственность.
У подростков кружилась голова, тряслись коленки и потели ладони. Они мысленно приказывали себе: «Вниз не смотреть!». В то время как их «корабль» «терпел бедствие», они двигались связкой по тонкому тросу. Дрожа, они мертвой хваткой цеплялись друг за друга и вместе проходили «лиану», «дремучий лес», «крест», «разрушенный мост». Перебравшись на верхнюю тропу, где полоса препятствий была проложена уже на 9-метровой высоте, они кричали «жуть!» и чувствовали себя практически космонавтами.
Они скакали по «болоту», где в шахматном порядке висели на тросах под наклоном «кочки» — деревянные платформы 80 на 80 сантиметров. А под ногами была пустота… Люди, стоящие на земле, казались им лилипутами. Страх смешивался с восторгом.
Взявшись за руки, участники шагали по неподвижным и качающимся бревнам, «плавающим» деревянным площадкам. На «переправе» стояли, сбившись в кучу. Где чья нога, чья рука — не понять. Так и рождался спаянный одной идеей коллектив!
В конце 100-метровой полосы препятствий их ждал еще один сюрприз: спуск, троллей, практически свободный полет. Страховочными усами цеплялись за особый ролик — и по наклонному металлическому тросу с 9-метровой высоты скользили стремительно вниз.
Были минуты, когда они проклинали тот миг, когда согласились на эту авантюру. Но вниз они спустились уже другими людьми. Преодолев страх и свои слабости, каждый смог сказать: «Мы команда, потому и перешагнули Рубикон».
Уже сняв каски, обвязку, страховочные усы, они не хотели расходиться по комнатам. Их распирало от гордости. Они возвращались и возвращались мыслями на «нижнюю тропу», то и дело вставляя словечки «карабин», «жумар», «репшнуры», «оттяжки», «грудная обвязка». Сидели в одинаковых банданах и признавались, что хочется вернуться к точке старта и снова встать на канат, где «ветер в лицо, где в тебе и рядом стоящем или ползущем на полусогнутых проявляется все самое лучшее».
Обо всем пережитом ребята рассказали в выданных им анкетах.
Эффект «соленого огурца»
«Рубикон» был гвоздем программы «Открытия». Но ребятам предполагались также творческие задания. Во время шоу «Интуиция» и «Визитка команды» участники проявили себя как актеры, режиссеры и операторы.
— Ощутив собственный успех, без нотаций и нравоучений, ребята вывели свою «формулу успеха», — рассказывал Матвей Шпаро.
Педагогам было предложено заполнить «бортовые журналы». Заместитель директора школы №1029 Павел Северинец поделился с присутствующими:
— У нас в трех командах были семиклассники и десятиклассники. Один из подростков не мог обойтись без нецензурных слов. Но когда ему инструктор сказал: «Ты не пойдешь на Рубикон!» — мы до самого отъезда не слышали от него ни одного неприличного выражения. Высотный тренажер стал для ребят чем-то священным. В одной команде у нас были собраны ребята из разных десятых классов. По приезде мы получили одну сплоченную команду!
Было отмечено, что те, кто прошел в одной связке высотные тренажеры, не стали замыкаться в обособленные группы: мол, мы пропахали на руках, ногах, зубах и пятой точке «Рубикон Шпаро». Наоборот, дети стали более открытыми и общительными с одноклассниками.
Опасения, что родители не разрешат своим детям поехать в загородный лагерь с экстремальными тренажерами, тоже оказались напрасными.
Все выступающие на «круглом столе» педагоги отмечали, что дети, побывавшие в Рузе, стали лучше вести себя на уроках. Одна из участниц, которая раньше никому не доверяла, призналась, что теперь может положиться на одноклассников.
После прохождения «Рубикона» несколько ребят бросили курить.
По мнению заместителя директора по медицинским вопросам Филимонковского коррекционного детского дома Анны Фоминой, эта программа несомненно является психотерапевтической реабилитацией.
— Мы возили в Рузу разных детей, — поделился с собравшимися заведующий отделением центра «Дети улиц» Всеволод Черноглазов. — Среди них были и позитивные, и негативные лидеры. И сделали вывод, что самый большой эффект достигается, когда собирается смешанная группа, когда есть возможность положительного примера. Ребятам социального риска приходится действовать по правилу большинства. Иначе они просто не могут действовать. Эта программа — великолепный профилактический инструмент. Потом мы наблюдали, как образовывались волонтерские группы. Подростки, прошедшие «Рубикон» и вставшие на путь социализации, помогали детям, которые оказались в трудной жизненной ситуации.
Проректор по науке РГСУ Галина Ефремова выразила большую заинтересованность в научных исследованиях, связанных с «Рубиконом». Делясь практическими наблюдениями, доктор психологических наук сказала:
— Хулиганистым ребятам полезно оказаться в одной команде со школьными лидерами и так называемыми «маменькиными сынками».
По этому поводу заместитель Матвея Шпаро Любовь Лаврова вспомнила удачную аллегорию прирожденного педагога Виктора Шаталова — «эффект соленого огурца». Когда необходимо создать такие условия — определенный «рассол», попав в который каждый «огурец» (участник), каким бы он ни был, «просолится» — примет те нормы и принципы, которые обязательно приведут к успеху.
На собственном опыте ребята узнают, что такое доверие, поддержка, целеустремленность, вера в себя и близких, чуткость, терпение, умение прощать.
Педагог-психолог школы №1029 Мария Кулешова заметила: «Страх высоты, безусловно, есть у каждого как составляющая инстинкта самосохранения. Но у меня на высоте прямо темнело в глазах, начинала кружиться голова. Что сопоставимо с фрустрацией. Но я не могла оставить своих детей, мы взялись за руки и пошли вместе на «Рубикон». Зная о моих страхах, ребята меня всячески опекали, помогали мне, подбадривали. Как же потом они гордились мною! Мы вместе прошли «Рубикон». Это была наша общая победа! Учить — значит показывать, что это возможно».
«Все имеют право на успех!»
Как только из уст одного из присутствующих журналистов прозвучал термин «трудные подростки», руководитель Департамента образования города Москвы Исаак Иосифович Калина, что в свое время был директором школы-интерната, счел нужным пояснить:
— Мы так легко стали играть с определениями… Я считаю, что нет такого понятия «трудные подростки», они не трудные, они разные, другие, с разными способностями, с другими потребностями. Каждое определение несет за собой не только смысл, но и соответствующее отношение общества. Поэтому я бы хотел, чтобы все мы были осторожными с определениями.
— Я тоже категорически против термина «трудные подростки», — согласилась директор школы №1387 Марина Андреева. — Они неудобны нам, взрослым, работать с одинаковыми детьми проще. Это не «трудные дети», а дети, которым трудно, очень трудно жить среди нас, потому что они недополучили любви и добра со стороны взрослых, чаще всего родителей.
Далее г-н Калина заметил, что массовая школа учитывает, принимает и развивает очень небольшой спектр человеческих способностей. Тот, который ей удобен. Многие возможности ребят остаются невостребованными.
— Посмотрите на доски почета в школах. Гордость образовательных учреждений — сплошь отличники. Из семи человек — шесть девочек и один мальчик. Главный критерий: отличные оценки. А ведь могли бы быть отмечены и другие достоинства и поступки школьников, — добавил глава Департамента образования Москвы. — На доске с надписью «ими гордится школа» могли бы висеть фотографии ребят, кто выиграл олимпиаду, сделал лучший букет цветов, принял участие в уникальной экспедиции.
— Часто бывает, что ребенок стоит на внутришкольном учете, но при этом является одной из самых ярких личностей в клубе по интересам, — дополнил Матвей Шпаро. — И подобных примеров множество. Поэтому программа «Открытие» может помочь раскрыть потенциал каждого ребенка.
Исаак Иосифович Калина напомнил, что в школе №1387, которая участвовала в программе «Открытие», есть своя телестудия, и неплохо было бы, чтобы о достижениях ребят, прошедших полосу препятствий в Рузе, узнали во всех классах.
Также глава Департамента образования Москвы предложил пустить сообщения об участниках программы по городскому селектору. «Все имеют право на успех! Такими ребятами тоже надо гордиться», — подытожил Калина.
* * *
Программа «Открытие» удалась. Это видно и по отзывам родителей, и по тем анкетам и дневникам наблюдений, которые вели дети и педагоги. Подростки почувствовали себя успешными, попробовали брать на себя ответственность, помогать и принимать помощь других.
— Тренажеры позволили в ограниченном пространстве и за короткое время пережить настоящее путешествие. А что такое путешествие, как не совместные действия и общий успех! — подвел итог Матвей Шпаро, курирующий программу «Открытие».