За 11 месяцев 2011 года, сказала министр, «продолжилось снижение смертности от наиболее значимых заболеваний» — например, на 8% от инсультов.
Депутаты хвалили г-жу Скворцову за профессионализм и сочувствовали: мол, приходится ей «разгребать завалы», оставленные прежним руководством ведомства. То есть Татьяной Голиковой... Они как будто не слышали, что в докладе нынешний министр связала успехи, достигнутые за последние два года, с принятыми еще в 2010 году, при Голиковой, решениями: повышением страховых взносов в систему ОМС на 2% и направление этих средств (460 млрд руб. субсидий ФОМС) на модернизацию здравоохранения в субъектах РФ. «В первые месяцы осуществления программы степень использования субсидий была невысока», — рассказала г-жа Скворцова, и «в связи с этим с июля 2012 года» Минздрав провел выездные комплексные проверки в 50 регионах, «результатом явилась значительная активизация работы». Если вспомнить, что программа модернизации рассчитывалась на 2011—2012 годы, получается, что «первые месяцы» растянулись на полтора года, а «активизировалось» освоение средств лишь в последние 6 месяцев.
Одной из главных задач модернизации, по словам министра, было выстраивание эффективной трехуровневой системы оказания медпомощи: сначала — профилактика, диагностический скрининг, первичная помощь с применением стационарзамещающих технологий, потом — межмуниципальный уровень, связанный с оказанием спецпомощи по часто приводящим к смерти заболеваниям вроде инсультов или инфарктов, и, наконец, — региональный уровень, оказание высокотехнологичной помощи. Система, сказала г-жа Скворцова, выстраивалась так, чтобы пациентов в межмуниципальные центры можно было доставить не более чем за час.
Депутаты возмущались тем, что в процессе оптимизации сократилось число больниц и поликлиник в сельской местности и небольших городах. «Мы только начинаем огромный труд по формированию региональных программ здравоохранения в зависимости от реальных потребностей населения», — признала министр, но «ЦРБ, которые не могут эффективно работать, где смертность от инсультов достигает 95%, и роддома, где 10 родов в год и высокая смертность от кровотечений, не должны функционировать в прежнем режиме».
Улучшение материальной базы позволило «пилотно внедрить в 3,5 тыс. медицинских организаций 98 стандартов медпомощи при заболеваниях, являющихся основными причинами смертности населения», заявила г-жа Скворцова.
Вообще-то закон требует, чтобы с 1 января 2013 года нас лечили по стандартам не только в «пилотных» больницах и поликлиниках. Но стандарты, как выяснилось в ходе проводившихся в Госдуме в конце прошлого года слушаниях, разработаны и утверждены далеко не все. Да и утвержденные внедрить повсеместно невозможно: это потребует резкого увеличения расходов на здравоохранение. Выступавший следом аудитор Счетной палаты Владимир Катренко признал: «Достаточность финансовых средств для внедрения современных стандартов медпомощи по программе госгарантий на 2013 год и среднесрочный период остается под вопросом». Также «пока не очень ясен источник финансового обеспечения подготовки, переподготовки и повышения квалификации медицинских работников».
Министр про финансовые проблемы не говорила.
«В результате проведенных мероприятий количество жалоб за взимание денежных средств за оказываемую медпомощь в рамках государственных гарантий бесплатного ее оказания уменьшилось за 2012 год по сравнению с 2011 годом на 34%», — заявила она.
Иногда люди перестают жаловаться не потому, что проблема решена, а потому, что поняли: жаловаться бессмысленно.