- Юрий Валерьевич, расскажите, как прошло мероприятие.
- Российских граждан в Сирии официально около 8 тысяч, но по неофициальным данным там проживает еще 23 тысячи наших соотечественников. Мы вывезли вчера только тех, кто изъявил такое желание. Их подготовка к эвакуации велась заранее нашими консульскими представительствами, а в нашу задачу входили их вывоз в Москву и организация их дальнейшего следования к месту постоянного пребывания. Во вторник в 12 часов в Бейрут вылетели два наших самолета — ЯК-42 и ИЛ-76 с оперативной группой МЧС и психологами. Всего они привезли в Россию 77 человек, среди них 27 детей и 30 женщин.
- С какими сложностями вы встретились?
- Основная сложность состояла в том, что из Сирии самолетом людей доставить в Москву было нельзя, поэтому их сначала пришлось перевезти автобусами в Бейрут.
- По прилету в Москву люди вышли из самолета, и что? С кем и с чем они сразу столкнулись?
- Только они вышли с паспортного контроля, попали к нашим психологам. Как правило, это очень симпатичные молодые девчонки, которые располагают к общению, умеют профессионально успокоить людей. Как результат — ни одного конфликта не возникло. Психологи сработали просто на отлично - ими были придуманы и составлены специальные карточки, в которых, в том числе, был обозначен конечный пункт маршрута каждого из граждан. Так что через 1,5 часа перед нами была вся картина — с кем как дальше работать. В Москве 20 человек встречали родственники, что существенно упростило нашу задачу. Остальных предстояло отправить в 17 городов России. Примерно половина из всех направлялись в Санкт-Петербург и в города Кавказа — Нальчик, Минводы, Пятигорск.
- Люди приехали из страны с жарким климатом, а здесь — мороз...
- Да, эту проблему мы предусмотрели заранее — подготовили теплые пледы, которые пригодились еще в самолете. А для тех, у кого не оказалось теплой одежды, мы выписали со складов теплые форменные бушлаты. Мы одели в них 30 человек и, кстати, люди надевали форму с удовольствием, были очень довольны. Так и разъехались по домам еще 30 наших, эмчеэсовцев.
- Как их отправляли по домам?
- Посадили в 9 автобусов и повезли на вокзалы, посадили на поезда. Один мальчик, 18 лет, как оказалось, вообще не говорит по-русски. К нему приставили сотрудницу, владеющую английским языком. Она сопроводила парня на вокзал, купила ему билет, сим-карту. Он, кстати, тоже поехал домой в нашем бушлате.
- Билеты на поезд люди покупали за свои деньги?
- Мы бесплатно доставляем только из зоны конфликта. Но мы обеспечили договоренность с администрациями вокзалов, чтобы не возникло проблем с местами на поезда.
- Сейчас уже всех отправили?
- Операция продолжается до сих пор, на Ленинградском вокзале. Удалось все организовать быстро. Но если бы кому-то потребовался ночлег, то людей готовы были принять в поселке Володарского, где для них в доме отдыха «Салют» было подготовлено 130 мест. МЧС также могло разместить нуждающихся у себя в общежитии в учебном центре.
- Как вы оцениваете сделанную работу?
- Я хочу отметить, что в операции принимали участие не только мы, но и подмосковное управление МЧС, московские и подмосковные службы полиции, ФМС, медики. Все сработали слаженно, да и группа людей, надо сказать, несмотря на большое количество детей, оказалась адекватной и доброжелательной. Все прошло на отлично.
- Еще спасательные рейсы будут?
- Этот вопрос решают Правительство и МИД. Если такое поручение будет, мы готовы выполнять поставленную задачу.