Правоохранительные органы Германии убеждены, что эта история началась давно — в конце 80-х годов прошлого века. Андреас и Хайдрун Аншлаг, тогда еще не бывшие женатыми, прибыли в ФРГ в 1988 году, чтобы поставлять информацию КГБ СССР.
Впрочем, никто так и не знает, каковы их настоящие имена. Как сообщает Deutsche Welle, следствию супруги-шпионы представились как Александр и Ольга Рост, а позывными их были Пит и Тина. Соседи, коллеги и прочие знакомые знали их под фамилией Аншлаг. Вполне вероятно, что настоящих имен этой пары не знает никто, кроме них самих.
Однако известно, что попасть в Германию супруги — как бы их ни звали — сумели благодаря нечистоплотности одного из сотрудников австрийского загса. В 1984 году с его помощью им удалось получить фальшивые паспорта с австрийскими фамилиями, в которых оба были представлены как «выходцы из Южной Америки». После этого Андреас отправился в Германию — обходными путями, через Мексику, прибыв в страну назначения только в 1988 году. Через два года к нему присоединилась Хайдрун, и в 1990 году они заключили брак — все в той же Австрии, что выдала им фальшивые паспорта. Им неплохо удавалось скрывать свой род деятельности: внешне супруги Аншлаг ничем не отличались от любой другой немецкой семьи... Андреас, получивший высшее образование, работал в сфере автомобильной промышленности в компании Schunk Group, а Хайдрун родила в Германии дочь и занималась домашним хозяйством. Кстати, «киндер», очевидно, и понятия не имел о тайной стороне жизни родителей. Взять у дочери Аншлагов комментарий журналистам не удалось. На самом же деле, как считает сторона обвинения, Аншлаги двадцать с лишним лет работали на российскую разведку: начав свою деятельность как агенты советского КГБ, супруги Аншлаг продолжили её и после распада Советского Союза – уже на Службу внешней разведки. Главной их целью, по мнению немцев, был сбор сведений о деятельности Евросоюза и НАТО, а также наблюдение за общественно-политическим климатом в стране. За четверть века им удалось передать в Россию несколько сотен документов, оцененных немецкой прокураторов как «секретные». Среди них — пять документов под грифом «НАТО конфиденциально», посвященных протоколам с заседаний Североатлантического альянса, в том числе, обсуждению проблемы установления верховенства права в Косово. Взаимоотношения с Москвой шпионы поддерживали постоянно, обмениваясь информацией благодаря Интернету и спутниковой связи.
Также важную роль в их деятельности сыграл Раймонд Путерай — сотрудник МИД Нидерландов, согласившийся передавать россиянам секретные сведения, касающиеся планов НАТО по ПРО, реформ альянса, его структуры и военных операций в Косово, Афганистане и Ливии. Благодаря этому сотрудничеству Путерай в течение 2008-2011 годов получил более 72 тыс. евро — что было для него весьма кстати, учитывая пагубную страсть дипломата к азартным играм.
Попались Аншлаги в октябре 2011 года, вскоре после разоблачения в США группы российских разведчиков, среди которых была Анна Чапман — с ней, по некоторым данным, супружеская пара также вступала в контакт. Существует предположение, что именно американские спецслужбы и дали Германии наводку на эту семью.
Их самих застали, когда Хайдрун принимала шифрованное сообщение у радиоточки в своем доме в Марбурге. Полицейские службы подвергли тщательному обыску весь их дом, а Германии и России вместе пришлось думать, на кого могли бы быть обменены арестованные — по правилам, Россия обязана вызволить своих провалившихся агентов, если они действительно работали на благо государства. Пока что переговоры по поводу обмена не привели ни к какому конкретному решению — Россию не устроили условия, предложенные ФРГ, — однако супруги Аншлаг надеются, что после окончания судебного процесса их все-таки вернут на родину. "Мой подзащитный не теряет надежды на то, что такой обмен после вынесения приговора будет возможен", - говорит адвокат Хорст-Дитер Пётчке.
Так или иначе, судебный процесс вряд завершится до лета 2013 года — судебные заседания будут проходить по вторникам и четвергам вплоть до начала июня. По закону чете Аншлаг грозит до десяти лет тюремного заключения. Считается, что за свою деятельность они получали около 100 тыс. евро в год.
Необходимо также отметить, что это первый прецедент подобных переговоров между Берлином и Москвой со времен окончания холодной войны. Однако эксперты считают, что деятельность российской разведки в ФРГ весьма активна — Германия важна для нас как «целевой объект», поэтому кадровый резерв российских спецслужб там непропорционально (для Европы) велик.