Как объяснил Скибин, «сдвиг ветра» может произойти в случае неустойчивой погоды в районе аэродрома.
- Простыми словами сдвиг ветра можно описать так: когда при посадке самолет уже почти касается полосы, направление ветра неожиданно меняется и начинает идти практически в хвост самолета. Машину буквально подхватывает воздушным потоком и она не может коснуться земли.
- Насколько нам известно — экипаж был очень опытным. У КВС налет около 15 тысяч часов,у второго пилота — около 10 тысяч часов. Неужели они не могли ничего сделать?
- Пилоты в такой ситуации, действительно,ничего сделать ничего не могут. В результате «подхвата» самолет уходит далеко от точки касания полосы и его выносит за пределы ВПП. Такая ситуация, видимо, получилась во Внуково. Экипаж и правда был достаточно опытным, но это реальный «форс мажор» - обстоятельства непреодолимой силы, - рассказал «МК» Скибин.
- Могли ли наземные службы предупредить экипаж о «сдвиге ветра»?
- Нет. Это происходит моментально. Я сам лет 20 назад попал в такую ситуацию, когда был командиром на АН-12 в ходе испытательного полета. И при посадке в Барнауле случился «сдвиг ветра». Я сумел остаться в пределах ВПП. Но у АН-12 помогли двигатели. Там очень мощный реверс.
- А могли быть проблемы с реверсом у Ту-204?
- Исключать этого нельзя. На фотографиях и видео, которые показывали по телевизору, я не заметил характерного для режима реверса положения лопаток на двигателях.
- То есть экипаж все же мог допустить ошибку и не включить реверс?
- Не факт. Напомню, что посадка шла не с первого захода. Я не очень хорошо знаю Ту-204 и его посадочные режимы.
В любом случае, руководителю полетов — фактически главному диспетчеру - стоило бы задать несколько вопросов. Так же, впрочем, как и фирме-производителю и самого самолета и двигателей. Кстати, двигатели там стояли отечественные. А на первых Ту-204 были американские, к которым было очень много нареканий. Впрочем, это дело компетентных органов.