Мирко Жаничу 23 года, он родился в Москве. Его отец, строитель, приехал из Хорватии, влюбился в русскую девушку по имени Ирина и вскоре на ней женился. Однако семейная жизнь не задалась. Когда родители развелись, воспитанием ребенка занялась заморская бабушка. Детство Мирко прошло преимущественно на родине папы. Правда, мальчик иногда приезжал к маме, но школу не посещал — был на индивидуальном обучении. А вот высшее образование решил получить в России: поступил на вечернее отделение в Государственный институт туризма и сервиса. Как и большинство студентов, подрабатывал официантом, встречался с друзьями, ходил на вечеринки. А 2 июля Мирко задержали в метро сотрудники правоохранительных органов — за покушение на убийство судьи Федосовой.
По версии следствия, молодой человек напал на судью утром 24 мая. Он подкараулил Федосову во дворе ее дома на Петровском бульваре, натянул на лицо лыжную шапочку и с размаху ударил чиновницу по голове, при этом выкрикивая: «Это тебе за мою мать, чье дело ты рассматривала!». Злодей, как считает следствие, на самом деле хотел отправить Федосову на тот свет, но ему кто-то помешал. Нападение не было спонтанным — до этого преступник в течение трех дней выслеживал судью возле дома (подозрительного типа видели во дворе 24-летняя дочь и зять судьи).
Мирко доставили в отдел полиции. Туда сразу же приехала судья Федосова с дочерью и зятем. Все трое узнали в Жаниче того самого подонка. Процедура опознания не заняла и пяти минут. Федеральный судья вошла в помещение, затем подошла вплотную к Жаничу (на молодого человека надели такой же головной убор, какой был на нападавшем), взялась за шапку и натянула ему ее на лицо...
«Сын напал на судью» — это известие для мамы Мирко, Ирины Борисовны Жанич, прозвучало как гром среди ясного неба. Для женщины, которая шесть лет проработала в службе судебных приставов, это был двойной шок. Как ее Миша (так она называла его дома) мог на такое пойти?!
Как полагает Ирина, причина ареста Мирко непосредственно связана с ее профессиональной деятельностью, поскольку она трудилась на ответственных участках: выбивала квартиры для военнослужащих и налагала миллионные штрафы. Из-за вечных перегрузок на службе у Ирины начались серьезные проблемы со здоровьем: женщине дали инвалидность. Тогда она попросила у руководства отпуск на целый год, поскольку ранее пять лет работала без отдыха. Но ей посоветовали судиться.
Пристав подала иск в Тверской суд. Судья Татьяна Федосова отказала Жанич в иске. Ирина обжаловала это решение. И 28 мая должно было состояться очередное заседание. Мама Мирко пришла в назначенное время на очередное разбирательство, но ей сообщили, что процесса не будет — судью избили. Женщина в тот момент даже не вспомнила о сыне — лишь подумала, что сама не раз рисковала жизнью, увертываясь от разъяренных должников.
А месяц спустя в ее дом явились следователи для проведения обыска и заявили, что Мирко Жанич — главный подозреваемый в нападении на федерального судью Федосову. Якобы камеры видеонаблюдения, установленные во дворе дома, где проживает собственно жертва, зафиксировали именно его.
Конечно, при расследовании преступления главный вопрос для следователя: кому оно выгодно. Жанич — кандидатура во всех смыслах подходящая: молодой горячий парень решил отомстить за мать. И все же удивительно: Мирко, который никогда не проявлял интереса к делам мамы, вдруг решил встать на ее защиту и расправиться с судьей? К тому же сын уже давно живет отдельно от Ирины и совершенно не в курсе ее дел.
— Он никогда не интересовался, что со мной происходит, какие есть проблемы, — призналась женщина. — Мы даже чай вместе не пили, как принято в других семьях.
— Я спрашивала у Мирко, может быть, он как-нибудь поможет матери оплатить проценты по кредиту, — подтверждает слова матери ее подруга Мария. — Но он и здесь оставался равнодушным.
Друзья парня также единодушны на сей счет. Мирко пойти на преступление не мог чисто технически — за неделю до нападения на Федосову он лишился возможности нормально ходить. Это, кстати, подтверждают записи в его медкнижке.
— В мае у сына обострилась подагра — воспалился сустав, и нога распухла с 42-го до 46-го размера, — объясняет Ирина Борисовна. — Сын вынужден был сидеть дома. Когда ему становилось лучше, он ездил на занятия в вуз. Но как раз в те дни болезнь обострилась.
Давний приятель Мирко, 21-летний Тимур, видел его накануне нападения.
— За день до нападения на судью мы с ним встретились и пошли ко мне домой, я живу на Мантулинской улице, — говорит Тимур. — При этом передвигался он с трудом, все время опирался на меня. Всю ночь мы провели у компьютера, смотрели фильм. Около восьми утра я пошел его провожать. Поймал частника и усадил в машину.
И уже в 8.30 Мирко был в своей квартире на Саввинской набережной. Это подтверждает и коллега Ирины, Сергей. Мужчина примерно в это время позвонил ей и слышал, как мать переговаривается с сыном. Тем временем судья Федосова отбивалась от злоумышленника на Петровском бульваре...
Со дня задержания студента прошло достаточно времени, а следственные действия как не проводились, так и не проводятся. По имеющейся информации, в уголовном деле есть только протоколы опознаний потерпевшей и ее близких родственников. Непонятно, существуют ли записи камер видеонаблюдения. Ведь они до сих пор не приобщены к материалам уголовного дела якобы по техническим причинам. Пока только известно, что имеется запись с двери подъезда, где видно, как судья Федосова выходит одна на улицу. Встает резонный вопрос: почему следствие не отрабатывает другие версии преступления?
Не исключено, что следователь Кирилл Меньшов пошел по пути наименьшего сопротивления. Видимо, он и сам понимает недостаточность доказательств вины Жанича. Иначе как объяснить тот факт, что Мирко собираются поместить в Институт им. Сербского и добиться признания его невменяемым? То есть фактически сбыть спорное дело с рук.
Жанич тем временем остается за решеткой. Как человек верующий, он написал письмо патриарху Кириллу с просьбой помочь ему выпутаться из непростой ситуации.