Тяжелый огонь Олимпиады

«МК» выяснил, как будет выглядеть факел на Играх в Сочи

Создание факела для каждых Олимпийских игр, где бы они ни проводились, всегда окутано атмосферой тайны. Вплоть до последнего момента страна — хозяйка очередной Олимпиады держит в строжайшем секрете, что будет представлять собой один из ее главных символов. Корреспонденту «МК» удалось приоткрыть тайну и выяснить, что происходит на закрытом оборонном заводе в Красноярске, где сейчас за семью печатями разрабатывается новый факел для предстоящих зимних Игр в Сочи. За несколько месяцев до официальной презентации мы не только выяснили, каким будет новый олимпийский символ, но и сравнили его с факелом московской Олимпиады-80, признанным одним из лучших факелов за всю историю Игр.

«МК» выяснил, как будет выглядеть факел на Играх в Сочи
Так выглядел факел Олимпиады-80.

Москва. Олимпиада-1980

Разработку факела к московской Олимпиаде-80 в далеком 1978 году поручили ленинградскому заводу имени Климова, занимающемуся главным образом созданием и обслуживанием авиационных, танковых и морских газотурбинных двигателей. За исполнение задания взялась группа инженеров во главе с Борисом Тучиным. Отыскать ее участников 34 года спустя оказалось задачей не из легких. До сегодняшнего дня на заводе трудятся двое членов той команды: инженеры Евгений Сур и Виктор Егоров.

— Когда мы получили техническое задание, стало ясно, что для создания факела потребуется привлечь все ресурсы завода, — рассказывает Евгений Сур. — Расстояние от Олимпии до Москвы — 5300 километров, и на каждый из них требовалось отдельное изделие; всего же нам заказали 6200 штук, так сказать, с запасом. К этим олимпийским символам выдвигался целый ряд жестких требований: огонь должен был гореть 8–10 минут при высоте пламени от 300 до 500 мм — иначе он мог или потухнуть, или обжечь спортсмена. Кроме того, пламя должно было стойко переносить все превратности погоды, не гаснуть под дождем и ветром. Для удобства факелоносцев вес изделия не мог превышать один килограмм, а его длина могла колебаться от 500 до 650 мм. Показать организаторам и зажечь первый образец отечественного олимпийского факела планировалось уже в декабре 1978 года — времени было очень мало.

Первоначально предполагалось, что изготавливаться разработанные в СССР факелы с марта 1979 года будут в Японии, которой в то время было по силам быстро освоить практически любое производство. Непатриотично? Пожалуй. Но нужно учесть, что советские заводы не были ориентированы на изготовление таких специфических изделий, и для того, чтобы поставить их «на поток», потребовалось бы много времени. Однако в спорт внезапно вмешалась политика. СССР ввел войска в Афганистан, и целый ряд стран решил проигнорировать московскую Олимпиаду 1980 года. Среди них была и Япония, которая, разумеется, отказалась от своих обязательств по производству факелов, даже несмотря на то, что ей пришлось выплатить крупную неустойку советской стороне. В результате на плечи сотрудников завода имени Климова лег весь производственный цикл изготовления символов предстоящей Олимпиады.

Трудностей хватало с избытком. Например, неожиданное требование выдвинули родоначальники олимпийского движения. Греческая сторона захотела, чтобы огонь в факеле непременно имел аромат… оливкового масла. Что делать? Пришлось вмонтировать в изделия небольшие сосуды с маслом, которые при горении пламени давали ему нужный аромат. Гораздо сложнее оказалось сделать так, чтобы в факелах горело пламя — первые поставки на завод пропана и бутана, которые предполагалось использовать в качестве топлива, показали, что качество газов очень низкое: в них содержалось множество примесей, которые забивали газоотводные тракты в факелах и не давали огню гореть. В конце концов поставщик представил заводу очищенный и кондиционный газ. Кроме того, на заводе практически с нуля организовали производство баллончиков, в которые помещался газ для факелов; материалом для них послужил капрон — разновидность синтетического волокна, — обладающий очень маленьким весом. Корпус изделий изготавливался из алюминия, который также весил немного. Единственным «тяжелым» элементом в их конструкции была сама горелка, которая непосредственно контактировала с огнем, — ее изготавливали из стали.

Из-за большого объема работы вскоре после начала производства подключились еще два завода, расположенных в Ленинграде: «Северный», где изготавливались корпуса для факелов, и завод электроавтоматики, где производились рукоятки. На всех трех предприятиях сотрудники трудились по вечерам, ночами и практически без выходных. Когда первые образцы изделий были готовы, начались долгие испытания. Сначала символ поместили под настоящий ветродуй со скоростью до 25 м/c — пламя под ним не погасло. Испытание водой отечественные факелы прошли под Харьковом — пламя исправно горело под проливным дождем. Кстати, во время олимпийской эстафеты факел попал-таки под дождь. Девушка, которой достался этот участок пути, очень боялась, что символ Олимпиады погаснет прямо в ее руках. Она даже попыталась залезть в микроавтобус, где находилась группа сопровождения, чтобы сохранить огонь, однако ее успокоили и она побежала дальше, пламя не погасло.

— Что касается дизайна факелов к Олимпиаде-80, то на конкурсе со своими эскизами присутствовали даже студенты училища имени Мухиной, вариантов оформления там было представлено множество, — продолжает Евгений Сур. — Однако выиграл конкурс наш заводской художник Борис Рогачев. Мария Москолиу, жрица олимпийского огня с 1964 года, позже признала наш факел самым удобным и изящным в ее коллекции.

Греческая театральная актриса Мария Москолиу была звездой у себя на родине, завоевав симпатии зрителей не только превосходной игрой, но и потрясающей красотой, которую она смогла сохранить до весьма преклонных лет. Она 9 раз назначалась жрицей олимпийского огня. В ее почетные обязанности входило поджигание самого первого факела в эстафете, так что огонь практически из ее рук начинал долгое путешествие на очередную Олимпиаду. Сам процесс поджигания был весьма любопытен: в греческом городе Олимпия в торжественной обстановке в огромную линзу собирался пучок солнечных лучей, от которых и загоралось олимпийское пламя. Олимпийские игры 1980 года в Москве стали последними в качестве жрицы для Марии Москолиу: сразу после Олимпиады она начала свою карьеру в Международном олимпийском комитете (МОК), где занялась куда более прозаичными организационными вопросами.

Сочи. Олимпиада-2014

Сегодня точно известно, что изготовлением новых олимпийских факелов для Игр в Сочи займется Красноярский машиностроительный завод, чей основной профиль работы — оборонная и космическая промышленность; в частности, на заводе изготавливаются баллистические ракеты для подводных лодок и элементы ракет-носителей «Зенит» и «Протон». Такой необычной продукцией, как олимпийские факелы, на заводе занимается небольшая экспериментальная лаборатория, в которой трудятся всего шесть человек. На данный момент новый факел находится на стадии разработки, ни одного готового образца на Красмаше еще не выпустили.

Эскиз факела Олимпиады-14.

Источник «МК» на заводе описал устройство нового олимпийского символа. Он будет состоять из восьми деталей, последовательно вставляемых одна в другую и склеиваемых между собой. В некоторых деталях используют сверхлегкий титан толщиной всего лишь 0,2 мм — это неудивительно, учитывая, что Красмаш занимается космическими технологиями. Другие детали изготовят из поликарбоната (прозрачного пластика), окрашенного изнутри. Система газоподачи, вероятнее всего, будет изготовлена из стали и станет самым тяжелым элементом конструкции. Вместо капрона баллончик, возможно, изготовят из алюминия или другого легкого металла. Все элементы крепежа, по замыслу инженеров, должны быть невидимыми, чтобы факел казался единым целым. Весить новый символ Олимпиады будет 1200 граммов — на 200 граммов больше факела московской Олимпиады-80.

Евгений Сур считает, что главным испытанием для нового факела станут природные условия Сочи:

— Все изменения в новом изделии вызваны особенностями горного климата Сочи и времени года, когда пройдет Олимпиада. Факел должен гореть в разреженном горном воздухе, где давление меньше, а пламени необходимо выдерживать порывы ветра, которые в Сочи, учитывая местный климат, будут значительно сильнее, чем в Москве.

Новый факел пока существует только в виде макета.

Олимпийский огонь для Игр в Сочи традиционно зажгут в древней Олимпии, откуда его доставят в Москву 7 октября 2013 года. На следующий день из столицы стартует олимпийская эстафета, общая протяженность которой составит более 65 тысяч километров; ее маршрут пройдет через такие места России, как Ясная Поляна, часть Куршской косы, Авачинский вулкан, музей-заповедник Кижи. Новый, 2014 год олимпийский огонь встретит в Казани. Факел пронесут через 2,9 тысячи населенных пунктов всех регионов страны в течение 123 дней, он будет путешествовать на автомобилях, поездах, самолетах, русской тройке и оленях. Нести олимпийский факел будут 14 тысяч факелоносцев, и каждому из них потребуется свой собственный экземпляр. Таким образом, количество факелов для Олимпиады в Сочи превысит 6200 штук, изготовленных для Олимпиады 1980 года в Москве, более чем в два раза.

По давней олимпийской традиции после каждой передачи огня один спортсмен продолжает бежать дальше с горящим олимпийским факелом, а другой бегун, передавший пламя, сходит с дистанции. На факеле, оставшемся у него в руках, есть специальный переключатель, управляющий подачей газа. Таким образом, передав пламя другому участнику эстафеты, бегун просто перекрывает газ в факеле, после чего пламя гаснет. А сам факел остается у спортсмена в качестве трофея на память о его участии в Олимпиаде. С подачей газа у нового олимпийского факела, разрабатывающегося на Красмаше, будут особые отношения: зажечь его дважды будет невозможно. Зато он будет многоразовым — как только пламя в факеле погаснет, его можно будет переломить пополам, извлечь старый газовый баллончик и вставить новый, как это делается, к примеру, в пневматическом оружии.

А впервые увидеть новый олимпийский факел жители России смогут уже этой зимой, когда состоится его официальная презентация.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру