Просто нужно было отнять красный день у коммунистов, чтобы сильно не радовались, но и далеко от 7 ноября не отходить — народ-то уже за семьдесят лет выработал условный рефлекс по принятию рюмашки-другой в честь Великой и в честь Октябрьской. Обычный политтехнологический пиар, всем понятный.
А теперь что празднуем — не ясно. Ясно только, что будут ходить националисты, и обычным людям, не таким большим патриотам, лучше в этот день сидеть дома и не высовываться.
В четверг же, 1 ноября, чтоб вы знали, телеканалу «Культура» исполнилось 15 лет. В моем понимании это настоящее событие всероссийского уровня. Я с ним даже поздравлял народ, ну и народ меня тоже. Потому что «Культура» — это, может, то совсем немногое, за что новой постсоветской власти будет не стыдно. На фоне реальной разрухи, полураспада, всесилия бабла вдруг появляется нечто абсолютно неконъюнктурное, немодное и негламурное. Культура по телевизору, за которую не надо платить. Культура на халяву?
Никогда этого не было, даже в советские благословенные времена. Хотя тогда в самый-самый прайм-тайм спокойно могли на первой кнопке ЦТ зарядить концерт симфонической музыки. И все смотрели! Потому что больше смотреть было нечего.
Теперь появился выбор. И люди в большинстве своем выбрали то, что им нравится. Абсолютно свободно! Выбрали «гы-гы-гы», халтурные сериалы, ток-шоу «на раздевание». То есть народ стал самим собой. Таким, каким и должен быть?
Часто смотрю программу «Вокруг смеха» на канале «Ностальгия». 80-е годы, сидят люди, смеются. Но какие лица! И вот теперь — что-то из «Кривого зеркала» или «Комеди клаба». Это уже не лица — морды. Был бы жив Гоголь, написал бы еще «свиные рыла». Но это мы, не отворачивайтесь.
И на этом фоне «Культура». Сбылась вековая мечта российского человека — получить канал без рекламы. Ну так смотрите, внимайте. Вот вам балет, а вот опера, лучшее кино, спектакли, программы о литературе… Теперь ясно, что почти никому это не надо. Оскотинились.
Помню, как все начиналось 1 ноября 1997 года. На лицах интеллигенции печать таинства, высокой миссии. Вдруг: «Господа, фуршет!». И вся эта соль земли русской, скинув с физиономии маску одухотворенности, наперегонки побежала набивать животики. Правильно, духовная пища подождет.
Можно сколько угодно иронизировать над этой интеллигенцией, «других писателей у меня для вас нет». Зато «Культура» есть, факт. Может, она и осталась только по ТВ, совсем уйдя из жизни?
4 ноября как-то не приживается. Дорогая власть, не надо было иметь семь пядей во лбу, чтобы сделать главным национальным праздником день 12 апреля, полет Гагарина в космос. Не хотят, не делают, даже выходной за это не дают. Потому что нынешней стране такие заоблачные высоты, мечтания вовсе не нужны. Ну да, живи на земле, куй свое нефтяное железо, пока горячо, — вот идеология! Хреновая, надо сказать, это точно.
Так если вы хотите сделать для народа ноябрьский праздник, может, 1 ноября подойдет. День культуры, которой у нас нет. Но как хотелось бы… Так давайте за это выпьем.
Он же Гоша
Владимир Познер поговорил с Ренатой Литвиновой в своем «Познере», затем дал рекламу и стал прощаться. Такая «прощалка» — уже ритуал в программе: ну надо что-то сказать напоследок. Познер и сказал. О том, как одной практически за убийство дали отсрочку на 12 лет из-за маленького ребенка на руках и высокопоставленной мамаши рядом, а другим, таким же, с теми же малолетними детьми, никакой отсрочки не дали. О том, как прессуют Леонида Развозжаева. О том, что Владимир Маркин из Следственного комитета «лепит горбатого», а не говорит, как оно есть на самом деле. О том, что в архивах КГБ таких признаний «сотни тысяч, если не миллионы». «Удачи вам и приятных сновидений», — как всегда, затем сказал Познер и был таков.
Что тут началось! Одни (депутаты) теперь требуют закрыть эту передачу, вопрошают, соответствует ли точка зрения ведущего позиции Первого канала… Другие (демократы) тут же поставили Познеру памятник и цитируют его со страшной силой как образец небывалой отваги в кривом эфире.
Чего возбудились-то, друзья? «Я поступил как нормальный мужчина. Защищать и принимать решения — это мужская обязанность, это нормально». Это не Познер сказал, а Гоша, он же Гога, он же Алексей Баталов. Но разве то, что позволил себе Владимир Владимирович, — нечто из ряда вон? Что это, подвиг, а может, антиправительственное выступление?
Ни то, ни другое. Это нормально для журналиста говорить то, что думаешь, что считаешь нужным и важным довести до своего зрителя. Только нормально в какой-то другой стране, не в России.
А у нас если уж не подвиг, то что-то героическое в этом есть точно. Потому что услышать такое на Первом — большая редкость и удача. Это почти невозможно! А уж от Владимира Познера — тоже редкость и удача, потому что обычно он прощается между строк и между струек, ни нашим ни вашим. Или — и вашим и нашим. Я вам мягко намекаю, типа.
В программе «Мульт личности» на том же Первом на Познера была пародия. К нему приходит гость, ведущий спрашивает его о политике, тот отвечает чисто конкретно, и тогда Владимир Владимирович затыкает уши и — «бла-бла-бла» несется из его уст.
Все привыкли, что Познер ходит вокруг да около, бла-бла-бла. И вдруг — такое. Так, может, пора? Или опять у Путина будем разрешения спрашивать?