Власть — как женщина, ее надо взять
Бывший успешный прокурор города Коркино с громким псевдонимом «коркинский Катанья» Алексей Щербинин известен среди коркинцев чуть меньше. Его необычное, на взгляд обывателей, поведение, строгие понятия о чести офицера и джентльмена многим горожанам сегодня совершенно не понятны. По информации «Коммерсанта», «неприятности у Алексея Щербинина начались во время внеплановой проверки работы прокуратуры города Коркино, которую проводила прокуратура Челябинской области. По ее результатам в суд было направлено ходатайство о возбуждении уголовного дела в отношении прокурора города Алексея Щербинина... Причиной направления этого ходатайства стали нарушения в отношении четырех жителей Узбекистана, допущенные в изоляторе временного содержания (ИВС) городского ОВД. Сам же господин Щербинин уверен, что таким образом его хотят убрать с поста прокурора города из-за скандала вокруг проверки горпрокуратурой целевого использования бюджетных средств чиновниками муниципалитета», когда он изъял всю финансовую документацию за пять лет. В 2006 году прокурор был осужден. Примечательно, что судьба и карьера неуемного правдоборца были поломаны в один миг, сразу же после очередных победных выборов его земляка Дмитрия Вяткина.
Дмитрий Вяткин в 2000 году победил на выборах депутатов Законодательного собрания Челябинской области, и, похоже, что не без поддержки авторитетного отца и бывших областных властей. Баллотировался в народные избранники Дмитрий Федорович по глубоко провинциальному Коркинскому избирательному округу. В региональном парламенте сразу же возглавил комитет по законодательству, государственному строительству и местному самоуправлению. Одним словом, надзирал за тщательным соблюдением законов в регионе. А его отец в черной судейской мантии эту законность на Южном Урале тем временем от имени Российской Федерации вершил.
В 2005 году Дмитрий Вяткин вновь был избран в депутаты ЗАКСа. На этот раз стал даже заместителем председателя Законодательного собрания. Но полюбившаяся ему ключевая должность председателя комитета Законодательного собрания по законодательству, государственному строительству и местному самоуправлению и, соответственно, контроль и влияние на власть в регионе, естественно, остались за ним.
В декабре 2007 года Дмитрий Вяткин стал еще и депутатом Госдумы России. Свой вакантный депутатский мандат ему охотно передал бывший губернатор Челябинской области Петр Сумин, шедший на тех выборах «паровозом» списка от «Единой России». В Госдуме сын председателя Челябинского областного суда, естественно, стал членом Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству.
В 2011 году Дмитрий Вяткин еще немного продвинулся по карьерной лестнице и стал уже заместителем председателя Комитета ГД по конституционному законодательству и государственному строительству. И, похоже, получил хорошую возможность поддерживать популярность в регионе своего пожилого отца — видного судейского чиновника.
Схватка бульдогов под ковром
Помимо всего прочего, челябинский регион известен еще и одним неформальным объединением, так называемой «калининской семьей». Впервые в СМИ заговорили о «калининской семье» в 2007 г. С тех пор в Челябинской области мало что изменилось. Аналитики по-прежнему считают, что самая законспирированная, крупная и долгоживущая организованная группировка нашей страны — это именно «калининская семья». Похоже, отцы-основатели «калининского клана» еще в конце
Сегодня, пожалуй, можно смело сказать, что «калининская семья» полностью подчинила себе весь областной центр. Складывается впечатление, что свои люди у них есть везде. С конкурентными бандитами лихие ребята расправляются быстро, раз и навсегда. За что им, конечно же, «респект и уважуха» от запуганных челябинских обывателей. «Калининская семья», ко всему прочему, контролирует часть металлургических активов Южного Урала и огромное число различных предприятий. Все эти годы до нас долетали только тревожные отголоски ее безнаказанной деятельности.
Вот что рассказал в интервью агентству «Интерфакс-Урал» руководитель следственного управления СКП РФ по Челябинской области Павел Чеурин: «Что касается должностных преступлений и преступлений коррупционной направленности, то количество выявленных таких преступлений возросло и в нынешнем году. Оно у нас стабильно из года в год возрастает...». Пожалуй, что по этому показателю Челябинская область не идет в сравнение только с Москвой, в которой несопоставимо больше чиновников самого различного уровня.
Зачем они рвутся во власть
Когда губернатор Михаил Юревич еще работал мэром Челябинска, именно «калининская семья» активно пыталась разными способами его сместить — возбуждались «своевременные» уголовные дела, организовывались непрерывные проверки, его регулярно «давили» в прессе, устраивали провокации. Сложилось мнение, что в предшествовавшие годы управление городом осуществлялось со стороны криминалитета. А после смены власти в 2005 году в обновленной мэрии взяли и вычистили всех представителей «калининской семьи». Началась зачистка и в районных управах областного центра. И, конечно же, противостояние власти и криминала сразу же заметно обострилось.
В свое время сотрудники правоохранительных органов получили довольно любопытный список, состоящий из 300 коммерческих объектов, строившихся в Челябинске в 2005 году без соответствующих разрешений, и подробную сопроводительную записку к нему, и, казалось, должны были наконец-то навести должный порядок в «высокооткатном» городском строительном бизнесе. Но стражи порядка, прекрасно понимая, какие суммы задействованы для возведения незаконных торгово-развлекательных, игровых и просто бизнес-центров столицы Южного Урала, уже привычно предпочли в дела «калининских» не встревать. Скорее всего, потому что они хорошо понимали, в регионе полным ходом идет подмена реальной власти довольно странными судебными решениями.
Так, по версии «Ура.ру», «предпринимателям, к примеру, рекомендовали вспомнить, как в свое время владельцу ТРК, бывшему милиционеру Алексею Наговицыну достался ТРК „Калибр“. Та история в середине нулевых прогремела на всю область. Завод „Калибр“, напомним, был признан банкротом, новыми собственниками стали Алексей Наговицын и Артур Никитин ... которые перестроили помещения под торгово-выставочный комплекс. На территории бывшего предприятия тогда находилось несколько других компаний. В частности, фирма „Найфл“ занималась производством мебели. Наговицын странным решением суда получил в собственность не только часть помещений бывшего завода, но и все коммуникации. Затем закрыл периметр, установил пропускной режим для всех совладельцев объекта. Параллельно он снова обратился в суд и получил право на весь земельный участок, права остальных собственников недвижимости на территории „Калибра“ почему-то были проигнорированы. Совладелец фирмы „Найфл“ Виталий Найденов пытался судиться за свой участок, но проиграл дело. Более того, Наговицын потребовал снести расположенную на его территории трансформаторную подстанцию... Все, кто пытался бороться, отключались от электричества, им перекрывались вода и канализация. Найденов тогда рассказывал журналистам, что за Наговицыным „стоят влиятельные люди“, поэтому все судебные решения принимаются в его пользу».
Спасение утопающих — дело рук самих утопающих
Мало что изменилось в Челябинске и спустя семь лет. Дошло до того, что на днях депутаты Челябинской городской думы были вынуждены обратиться с письмом к президенту РФ. По информации «Право.Ru», «парламентарии считают, что эта система серьезно препятствует реализации стратегических планов развития города и осложняет социально-экономическую ситуацию в Челябинске. Это касается подхода судов к рассмотрению дел, связанных с вопросами собственности на землю, — суды «все чаще становятся на сторону частных интересов тех людей, кто желает обогатиться за счет городских земель».
«Мы ни в коем случае не вмешиваемся в работу судов, — заявил в СМИ председатель Челябинской гордумы Станислав Мошаров, — но мы не можем не быть обеспокоены тем фактом, что некоторые застройщики находятся под защитой судебной системы. Они получают возможность использовать городские земли под самовольные застройки и получать огромные прибыли».
Представители юридической общественности Магнитогорска написали коллективное письмо председателю Верховного Суда РФ Вячеславу Лебедеву, в котором высказали свои конкретные претензии в адрес главы Челябинского областного суда Федора Вяткина. В частности, в нем говорится, что «суды начальной инстанции часто выносят неправосудные решения, но найти на них управу в кассационной инстанции невозможно из-за соблюдения корпоративной солидарности.....Складывается впечатление у граждан, что суды стали закрытой корпорацией, никому не подотчетной, даже обществу. Надежды на уменьшение числа недовольных граждан судебными решениями связывали с введением с 1 января 2012 года апелляционной инстанции, в том числе и в Челябинском областном суде, которая по закону должна была по существу пересматривать гражданское дело. Анализ девяти месяцев работы новой инстанции, к сожалению, заставляет нас прийти к выводу, что никаких сущностных изменений в принципах осуществления правосудия судами общей юрисдикции не произошло. По их словам, «апелляционные судебные коллегии, как и до 2012 года, продолжают рассматривать жалобы за
■ ■ ■
Ходят слухи, что аппетиты челябинских теневых воротил выросли настолько, что в марте 2012 года на сходке «калининской семьи» якобы было принято беспрецедентное решение — взять наконец-то власть в областном центре в свои руки. Поговаривают, что даже был подобран кандидат к выборам на должность мэра Челябинска. Своей необычной живучестью челябинская мафия, так же как и сицилийская, конечно же, во многом обязана закону молчания «омерте». Никто сегодня не осмеливается в суде давать показания против высокопоставленных челябинских коррупционеров, потому что это грозит смельчаку необратимыми последствиями. Закон мести «вендетта» в ХХI веке в Челябинской области стал залогом процветания «калининского клана».
Так, ГТРК «Южный Урал» весной 2007 года сообщала: «Калининская семья, группа Аристова-Рыльских, группа „ЧЭМК“. У этой команды много названий. Но эксперты предпочитают определять ее как „Ариант-Мизар“. Владельцы именно этих холдингов и стали создателями одной из самых старейших групп влияния в области... в ее состав входят Александр Аристов, Виталий Рыльских...».