Дума вошла во вкус

«В России, к великому сожалению, законы корректируются только горами трупов»

Пара громких, резонансных ДТП, и жизнь в Госдуме закипела с новой силой — в законотворческих головах уже ничего, кроме «карать», «сажать» и «повышать», не рождается. То товарищ Лысаков выступит, то Плигин, теперь вот «дорогой Владимир Вольфович»… И все в лучших традициях партийных съездов, то есть «с чувством глубокого удовлетворения» и под несмолкаемые овации: «мы давно хотели, мы предупреждали»…

«В России, к великому сожалению, законы корректируются только горами трупов»
Рисунок Алексея Меринова

А хотели они очередного повышения штрафов. В пять раз. Чтобы за минимальное превышение скорости водитель платил не 100, а 500 рублей. Второе предложение, изложенное в законопроекте, касается все той же пьянки, точнее, тюремного заключения (до 20 лет) для тех, кто позволил себе сесть за руль после выпивки и стал виновником ДТП с тяжкими последствиями. Последняя инициатива, очевидно, родилась после аварии на Минской улице.

Кривить душой не буду, по факту все эти мысли здравые, но первое, о чем хочется спросить: где ж вы раньше-то были? До того как Toyota снесла остановку с детьми, а Cadillac раздавил Hyundai с Мариной Голуб? Потому что подобные законопроекты сегодня выглядят не более чем пиаром. Замешенным, к слову, на крови тех, о ком вы же, господа законотворцы, при жизни даже не подумали. Мало того, более чем уверен, будь остановка на Минской пустой, а в салоне Sonata — немедийная личность, сейчас об этих жертвах никто бы не вспомнил. Как не помнят тех, кто разбился на пресловутом пересечении Мичуринского проспекта и проспекта Вернадского до этого. А таких — десятки.

Но это не самая большая проблема. Куда важнее то, что господа законотворцы настолько отдалены от реалий российской действительности, что им давно пора начать практику «хождения в народ», оторвав свое мягкое место от заднего сиденья машины и засунув туда удостоверение депутата Госдумы, переквалифицироваться в обычного гражданина. Пару месяцев пожить на съемной квартире, получая по 20–30 тысяч рублей. Попользоваться общественным транспортом, хотя бы пару раз перейти дорогу, поездить за рулем, наконец. Боюсь, они узнают массу нового. О том, что между полицией и не облеченными властью гражданами на дорогах развернулась натуральная война. Что гаишники все больше напоминают если не бандитов, то вооруженные отряды, кои мелкие средневековые тираны нанимали не для обеспечения порядка, но пополнения казны. И пока система не изменится, любое ужесточение санкций приведет лишь к очередному скачку мздоимства, поскольку сейчас на дороге прав не Закон, а тот, кто облечен властью, наделен оружием, связями или деньгами.

Скоропалительные и эмоциональные выводы нужны сейчас нам меньше всего. Хотите поднять штрафы за скорость? Будьте добры уравнять в правах всех без исключения участников дорожного движения (включая пешеходов и вас же самих), заставить Госавтоинспекцию повсеместно организовать нормальный, обоснованный скоростной режим, убрав лишние ограничения и бестолково установленные дорожные знаки, поставить новые, где это необходимо. В том числе и перед камерами, так как собранный с помощью видеофиксации (только в Москве, и только за полгода) миллиард (!) рублей может свидетельствовать лишь о том, что свою главную функцию система не выполняет, ибо она должна не карать, но предупреждать и регулировать.

До 20 лет заключения за «пьяное» ДТП с последствиями? Отлично! Но тогда либо отмените «нулевой промилле» или хотя бы верните на дорогу презумпцию невиновности, позу Ромберга и наркологов, способных отличить действительно пьяного от человека с больным желудком или страдающего от сахарного диабета. Ибо безопасность дорожного движения в нормальном, цивилизованном понимании — не только санкции или неотвратимость наказания, но в первую очередь и профилактика, основанная на нормальном отношении к людям, которые в большинстве своем ничего не совершили. И только тогда у вас появится шанс заняться отморозками. Известно, что лучше оправдать десять виновных, чем казнить одного невиновного. В противном случае это уже не правосудие.


Владимир Жидков

МЕЖДУ ТЕМ

Член Общественной палаты Ольга Костина саркастически заметила, что «в России, к великому сожалению, законы корректируются только горами трупов. В других странах такого нет. Там регулярно проводится мониторинг ситуации — и изменения в нормативные акты вносят, не дожидаясь такого количества трагедий, как произошло за последнее время».

В Общественной палате, где на прошлой неделе как раз обсуждали, как сделать так, чтобы ответственность водителей повысить и дров не наломать, по словам Костиной, сходятся во мнении, что в первую очередь нужно разобраться со злостными нарушителями ПДД. Как вариант можно ввести дифференцированные штрафы. Один раз нарушил — 300 рублей, второй — 1000, и так вплоть до лишения прав.

А вот координатор движения «Синие ведерки» Сергей Стоянов считает, что прежде необходимо серьезно разобраться с организацией движения, которая, по его мнению, в Москве неудовлетворительная.

— Вот как это понимать, когда есть один участок дороги с нерегулируемым перекрестком и наземным пешеходным переходом и там разрешенная скорость 80 км, а на другом, с разделительной полосой, отбойником, — 60. Естественно, водители при такой ситуации будут регулярно получать штраф за штрафом.

По его мнению, эти вопросы требуют решения в первую очередь.

— Во всем мире периодически проходят рейды, где полиция совместно с общественностью, городскими властями смотрит, где не хватает пешеходных дорожек, подземных переходов, светофоров.

По мнению Стоянова, необходимо периодически проводить детальный анализ тех участков дорог, где на протяжении небольшого времени происходит много случаев лишения прав или штрафов.

— Значит, или там что-то не так со знаками или разметкой, или сотрудники ГИБДД облюбовали это место, — считает Стоянов.

Вообще, по его словам, приведение ГИБДД из репрессивного органа к тому, который на дорогах будет работать именно на безопасность, — чуть не главное условие того, что ситуация наконец изменится к лучшему.

Судьбу «нулевого промилле» «ЕдРо» решит в понедельник

Лидер фракции «Единая Россия» Андрей Воробьев сообщил журналистам, что законопроект об ужесточении ответственности за нарушения Правил дорожного движения («про пьяных за рулем») внесут в Госдуму лишь после того, как будет принято решение по главному спорному вопросу: оставлять «нулевой промилле» или заменить его 0,2 промилле алкоголя в крови. «В понедельник на заседании президиума фракции мы выработаем консолидированное решение», — сказал г-н Воробьев. Он читал обращения общественных организаций и экспертов, которые, основываясь на Женевской конвенции по правам человека, утверждают, что отмена нулевого промилле «не разрешает употребление алкоголя садящимся за руль, а лишь исключает ошибку, что особенно важно при одновременном ужесточении наказаний». Но, отметил единоросс, есть и те, кто полагает, будто россияне поймут отмену «нулевого промилле» как «разрешение выпить».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру