Одержимость и беснование
— Вы когда-нибудь слышали, чтобы ваша дочь ругалась?
— Нет, никогда.
— Интересно, если учесть, что она еще и лжет. Это уже нетипичный случай.
— Я не понимаю. Она не ругается.
— Когда я осматривал ее, она выдала целую тираду.
— Не могу поверить. Что она сказала?
— У нее богатый запас слов.
Из фильма «Изгоняющий дьявола»
Мы ждем одержимую. Я и отец Григорий, в миру Михайленко (он уже пять лет работает помощником руководителя в православном центре Иоанна Кронштадтского, созданного профессором Берестовым по благословению Алексия II). Женщину уже протестировали психологи, придя к выводу, что она нуждается в срочной духовной помощи. Мне от одного слова «одержимость» становится не по себе, но отец Григорий успокаивает. Говорит, что под этим понятием здесь подразумевается любое неконтролируемое действие, и практически каждый подвергался одержимости в той или иной степени. Скажем, впадал в сильный гнев, состояние угнетенности, уныния, тоски.
— Беснование — это уже крайняя форма одержания инфернальными силами, — говорит отец Григорий и крестится: — Спаси нас Бог! Некоторые живут много лет и не понимают, что у них есть одержимость. Но как только такой человек зайдет в храм, да еще во время богослужения, с ним начинают происходить страшные вещи: приступы удушья, судороги, рвота, нечленораздельная речь. Так воздействует на одержимого благодать божья.
В первый раз я увидел подобное в пасхальную ночь в храме. Привезли бабушку на коляске. И вдруг старушка, которая до этого сама не передвигалась даже, лихо соскочила с кресла, пробежала вперед и встала на четвереньки. После этого она начала гавкать и бросаться на людей в крестном ходе, которые выходили из алтаря! Если бы я ее не видел, то был бы уверен, что это лает собака — настолько похоже было. При этом у нее изо рта пена летела клочьями, будто она выпила флакон шампуня. Тут беснование, что называется, налицо. В других случаях степень и форму духовного поражения можно вычислить с помощью теста.
— А может, мы его в «МК» разместим? Чтоб каждый смог определить при желании — есть ли у него одержимость и в какой степени.
— Мы имеем дело не с какой-то спонтанной неразумной силой, как, скажем, ветер или река. Бесовская сила обладает интеллектом и может обойти любой тест. Она может затаиваться, перевоплощаться. Потому протестировать самого себя крайне сложно, и это под силу только священникам или православным психологам. Во время теста человеку могут показывать иконы, крест, святую воду, чтобы посмотреть, как он реагирует....

А вот и пациентка. На вид вроде бы обычная женщина средних лет по имени Марина, одета дорого, но небрежно, и вся какая-то рассеянная. Никак не может усесться на стуле, все время оглядывается, говорит путано.
— Я одна сына растила, он у меня ни в чем не нуждался, — то тараторит, то медленно растягивает слова Марина. — Бизнесом занималась. Сейчас за все расплачиваюсь. Это мне на смерть все сделано...
С огромным трудом удается понять суть дела. Вкратце история такова: неполная семья, у сына с матерью всегда были теплые отношения. Потом он женился и стал вмешиваться в бизнес родительницы. Они без конца ссорились, не разговаривали после этого месяцами. Марина размолвки болезненно переносила. Сын наверняка просто захотел почувствовать себя настоящим мужчиной и возглавить семейное дело. Но Марина нашла этому совершенно иное объяснение.
— Я сразу поняла: это кто-то сделал. То ли порча, то ли еще какое-то колдовство. Заподозрила невестку. Я православная и пошла не к бабке какой-то, а стала старца искать. Пусть он мне скажет, так это или нет. Он подтвердил все. Я к нему несколько раз ездила, он читал заклинательные молитвы, исцелял меня копьем. Мне стало намного легче. С сыном отношения наладились. А потом снова все плохо. Сын вообще перестал со мной общаться.
Женщина словно в ступор впала, молчит, на нас не смотрит. А священник тихо комментирует:
— Так она на прием к этому старцу и ходила, пока окончательно не повредилась и пришла в неадекватном состоянии. У нее наблюдается потеря пространственной ориентации, провалы в памяти. Отмечена реакция на святыню: к иконам не может подойти, шарахается.
Женщина будто очнулась и продолжила рассказ, больше всего похожий на бред сумасшедшего. Отец Григорий мягко прерывает ее и говорит, что надо пойти на исповедь, что во время этого таинства Господь открывает священнику многие вещи, не видимые и не понятные человеку. Священник с одержимой уходят, оставляя меня «переваривать» впечатления.
Впадающие в прелесть
Ну секта — это понятно, но чтоб старцы так вредили?
— Это лжестарцы, которые не в лоне церкви, — поясняет вернувшийся священник. — Некоторые из них в запрещении, они безблагодатные. Но люди этого не знают и тянутся к ним. Возможно, когда-то будет составлен список таких лжестарцев с их фото. Его распространят, чтоб народ остерегался.
По словам священника, такие старцы ныне не редкость, многие из них отходят все дальше от православия. Среда сейчас для этого благоприятная — мы живем в обществе потребления, развивающемся в ущерб духовности. И в каждой второй семье — то пьющий, то наркоман. Люди ищут чуда, пытаясь спасти близких. Вот и находят на свою голову...
Такие старцы и по фотографии лечить берутся, что считается сугубо оккультной практикой. И они, по словам отца Григория, самые опасные враги для истинного христианства, потому что их не распознаешь сразу — так же в рясе ходят, с крестом, цитируют Евангелие.

Многие такие священники начали именно с «отчитываний» — с изгнания бесов, одним словом.
— Понятие «отчитка» известно в народе, но слово это неканоническое, церковь его не использует, — говорит отец Григорий. — Существуют древние молитвы и молебны для освобождения человека от демонической силы. Проводят их в некоторых храмах по благословению епископов или патриарха. Те, кто этим занимается, ведут определенный духовный образ жизни. Защищают себя постом и особой молитвой от нападения сил бесовских.
— А разве бывает, что и на них нападают?
— Обязательно. И если священник совершает этот чин без благословения, он может повредится духовно, «впадая в прелесть». Словами «впасть в прелесть» описывается определенное внутреннее состояние человека, которого обманули (прельстили) бесы. Самому ему кажется, что он все может, в его руках сила бесовская — и он ею управляет. На самом деле так сатана начинает играть с ним. Заканчивается это тем, что человек объявляет себя посланником Бога, собирает вокруг себя экзальтированных поклонников и создает секту.
В центре недавно одну женщину из такой секты вытащили. Она попала к лжестарцу, который ей сказал: тебя хотят убить из-за квартиры в Москве, наводят магию страшную, спастись сможешь, только если ко мне переедешь. Она продала квартиру и поселилась в поселке в Мордовии, где «старец» создал что-то вроде монастыря. «Наставник» посылал ее по городам собирать пожертвования и привозить в поселок других людей, которые бы также продавали жилье и переселялись. Потребовалось больше года, чтобы она поняла, что нужно срочно бежать оттуда.
— Секты используют три уловки, — объясняют психологи православного центра духовной помощи и правовой защиты. — Первая — начинают человека «бомбить любовью». Есть такое понятие. Они без конца говорят и дают понять: вот, мол, мы тебя любим так сильно, мы решим твои проблемы, мы тебя спасем. Вторая — человеку почти не дают есть и спать. Третья — заставляют очень много работать. Все это приводит к тому, что сознание отключается. Человеком можно манипулировать как угодно. Часто также подключают оккультные практики, которые окончательно зомбируют.
Той женщине помогли таинства церкви. Исповедь, раскаяние, причастие.... Она поняла, что попала в секту, что отошла от истины.
Женщина ушла из секты, живет сейчас в Мичуринске. Но сама «организация» по-прежнему функционирует, у нее есть спонсоры, полно адептов. Хотя, казалось бы, чего проще прикрыть такие «лавочки»?! Священники говорят, что сейчас идет негласная война с православием и кому-то выгодно, чтоб такие секты были.
Откуда берутся блудницы
— Помогите мне, я все время хочу... секса, — почти шепчет очередная посетительница. — Думаю только об этом. Иной раз терпежу прямо нет, так и бросилась бы на первого встречного мужика.
Я в ужасе: а ну как она сейчас на священника бросится? Но тот не из робких — и не такое видел....
История Катерины весьма поучительная. Она страдала заболеваниями женской половой сферы. Лечилась сначала у бабки заговорами, но безуспешно, потом «поправляла» ауру у одного экстрасенса. По мнению священника, он-то ей и «подселил блудного беса». Как это происходит на практике — честно признаюсь, не совсем поняла. Да и разве можно претендовать на понимание в таких вещах? Атеисты наверняка найдут совсем другое объяснение и по-своему будут правы.
— Когда сила вселяется, она начинает склонять человека ко всем греховным наклонностям, — говорит отец Григорий. — Разжигает блудную страсть, которую трудно удерживать. Человек покоя найти не может, старается с себя эту энергию снять разными способами. А поскольку удовлетворить потребность секса не всегда получается, то идет приобщение к алкоголизму и наркомании.

А насчет секса — оказалось, это обычное дело. Священники говорят, что чуть ли не у каждого второго одержимого склонность к извращениям и нетрадиционной ориентации. Недавно сюда приходила девушка-гот, у которой неожиданно проявилась тяга к сексу с женщинами. Причина все та же — душа в потемках, а блудная энергия нашла таким способом выход. И священники уверяют, что истинных лесбиянок и геев не так уж много, в основном это результат духовного повреждения, а значит, все это лечится.
— И вообще в психиатрических лечебницах многие пациенты одержимы — и их нужно лечить духовными методами, — уверяют священники. — Но в современной психиатрии нет такого понятия, как повреждение души. И терапию там проводят химическими препаратами, а не божьим словом. Потому полностью излечиваются немногие. А на самом деле можно помочь в ста процентах случаев, но при одном условии. Человек должен сам осознать, поверить в Бога. Когда приводят насильно, результата практически нет. Хотя бы какая-то тяга к спасению быть должна.
И приводит в пример одну жуткую историю, произошедшую с очень известной семьей. В большой московской квартире жил предоставленный самому себе внук высокопоставленных чиновников советского периода. Бабушка с дедушкой скончались, а мать переехала в Америку, откуда регулярно высылала ему деньги. Парень умный, талантливый, начал увлекаться рок-музыкой, потом спиритизмом и еще бог знает чем, пока не тронулся. В один прекрасный день соседи его нашли на улице — он, совершенно невменяемый, ползал на коленях, в руках у него была икона, так что было понятно, что он просил помощи. Срочно вызвали мать, поместили парня в психушку, где безрезультатно лечили полгода, после чего выписали.
— Когда я пришел к ним домой по просьбе матери, то увидел такую картину, — говорит отец Григорий. — Он лежал голый на кровати и постоянно мастурбировал. Бесы его развлекали — он то кукарекал, то плакал. Я стал совершать молебен, у него страшная паника началась. Но я прочитал молитвы на усмирение силы бесовской. Кстати, это каждый священник может — они в требнике есть. Другой вопрос: готов ли ты взять на себя такую ответственность?
Так вот потом мы призвали весь приход за этого парня молиться (молебен о здравии читали в течение 40 дней). Исповедовали его, и он стал потихоньку приходить во вменяемое состояние. Но, бывает, приходится человека даже прятать от бесовской силы в монастырь на какое-то время. Пораженные оккультизмом в духовной среде быстрее в себя приходят.
Сатанизм и демонизм
Мне объясняют разницу между жертвами демонизма и сатанистами. Первые не понимают, что с ними происходит, а вторые отлично отдают себе отчет, кому они поклоняются. Потому сатанисты приходят исключительно редко. Михайленко вспоминает последний случай, когда к ним обратился жрец сатанинской церкви — ковена.
— Он пришел сам, и я не понял вначале цели его визита. Помощи он не просил. Ему необходимо было просто выговориться. Это был долгий мучительный рассказ о его вступлении в сатанинскую секту, где он «выслужился» до высокого ранга. Он уверял, что такие секты есть в каждом квартале Москвы и что там в основном даже не молодежь, а тинейджеры — от 10 до 15 лет. Собираются они по ночам. Он вроде бы сам воспринимал многое, с одной стороны, как игру, но, с другой — душа его давала сигналы, что нельзя так с детьми. У них обязательный обряд инициации через свальный грех: выключается свет — и начинается массовое совокупление. За стеной стоят взрослые влиятельные дяди, которые в какой-то момент присоединяются к этому действу. Он обещал принести какие-то бумаги, документы, чтобы разоблачить всю эту сеть, но больше я его не видел.
Сатанисты иной раз попадают в центр из-за того, что во время ритуалов используют наркотики.
— Тут все взаимосвязано, замкнутый круг, — объясняют священнослужители. — Наркомания сама по себе — это бытовой сатанизм. Человек, принимая наркотик, отдает свою душу в распоряжение темных сил. Поэтому, когда к нам наркоманов приводят, мы первым делом проводим чин отречения. И на вопрос «отрекаешься от сатаны?» никто с первого раза ответить не может, что подтверждает нашу убежденность. Ведь нормальному человеку ничего не стоит сказать «отрекаюсь!». И некоторым наркоманам достаточно пройти этот ритуал, причаститься, как они бросают колоться. Но не все...
И вспоминают печальную историю про одну девочку. У нее парень Федор кололся. Она его все время за это ругала, требовала, чтобы бросил. Он ей: не могу. Она в ответ: да ты, Федя, тряпка, хочешь, я, как ты, буду колоться, а потом в любой момент брошу?
И что вы думаете? Девушка сознательно подсаживается на наркотик, чтобы доказать ему. В итоге Федя бросил, а она не смогла, погибла. Священники говорят: это потому, что ею руководила исключительно гордыня. И это была ловушка сатаны. Девушка от какой бы то ни было помощи отказалась, а сама не справилась...
Впрочем, насчет помощи — та не всегда приходит с «правильной стороны». Многие центры по избавлению от наркотической зависимости на поверку действуют как секты. Пришедшего к ним больного они «перепрограммируют», и он из одной зависимости попадает в другую. А на самом деле надо, чтоб человек обрел внутреннюю свободу. И молитва, естественно, не единственный для этого путь. Думаю, у Бога свой план для каждого из нас, и потому каждому нужно свое лекарство для души. И у каждого из нас изначально есть все, чтобы побороть свою одержимость. Поразительны по своей точности слова одного из героев «Изгоняющего дьявола»: «Я видел эту одержимость в мелочах, в бессмысленных, банальных ссорах, в непонимании, в грубых и оскорбительных словах, порой срывающихся с уст близких друзей. А иногда и с уст возлюбленных. И нам незачем призывать сатану, чтобы началась война, мы сами ее начинаем...»