По опросам Общественной палаты, двухлетняя апробация курса Основ религиозной культуры и светской этики (ОРКСЭ) в 21 регионе страны более чем удалась: удовлетворенными ею оказались до 90% участников. С этого года предмет введен повсеместно. Однако не все идет гладко: с проблемами, как оказалось, стали сталкиваться и дети, и учителя.
Прежде всего, правом выбора одного из 6 модулей (светская этика, интегрированный курс истории мировых религий, история православия, иудаизма, ислама или буддизма) можно воспользоваться далеко не в каждом регионе. И речь идет не только об Ингушетии, где 100% детей изучают историю ислама, или о Чечне, где выбор в принципе есть, но историю ислама в школах ведут только имамы, специально произведенные в ранг завуча. От Кавказа не отстают и родимые подмосковные Мытищи. Там, жалуются родители, всем велено изучать основы православной культуры (ОПК). И чтобы никакой экзотики!
Разнообразия и свободы выбора явно не получилось — это уже очевидно. Иногда учить всем классом что-то одно (чаще всего — светскую этику) договариваются сами дети. Иногда — давит школа. Причем не только по «идеологическим» соображениям, но просто потому, что не хватает шестерых подготовленных учителей на всю параллель. Да что там, шестерых: иногда и один-то готов условно.
— Это реальная проблема,— признал руководитель Центра образовательных проектов издательства «Просвещение» Александр Данилюк.—Был я тут в Курске на уроке ОПК. Учитель прошел повышение квалификации! А детям говорит: «Будете есть мясо в пост — попадете в ад!» По сути-то он прав! Но детской психологии не учел. В результате одна девочка вообще перестала есть мясо. А в другой школе четвероклассникам раздали табличку, в которой надо было перечислить (и разъяснить) 7 смертных грехов. В том числе — «не прелюбодействуй».
— Впору вешать пост 16+,— оживились участники «круглого стола».
Впрочем. светская этика добавила своих перлов, рассказал завлаб Института семьи и воспитания Российской академии образования Игорь Метлик: «Аристотель — пророк светской этики». Короче, уровень — ниже плинтуса. И не в последнюю очередь потому, что до сих пор учитель готовится к урокам только по учебнику. Поурочные методички только разрабатываются. А без них процесс подготовки занимает не менее 3-4-х часов, уточнила замдиректора московской школы № 1747 Ольга Ткачева: «Это при общей-то загруженности наших учителей!»
Не хватает, по ее словам, и учебников: «Заказали их еще в прошлом году. А пришли они только сейчас — когда 4 урока уже позади. Да и пришли-то не в полном объеме: на класс из 30 человек — всего 15, причем часть — не по тем модулям, что выбрали дети, а мы заказали». И так — за что ни возьмись.
— Может, мы поторопились вводить данный предмет,— сформулировал зависшую в воздухе идею автор учебника по иудаизму, генсек Евроазиатского еврейского конгресса Михаил Членов.—Да и модель выбрали не лучшую: преподавать такой предмет, конечно, надо детям постарше, и, может, быть, не делить его на модули, а читать всем единый курс — что-то вроде истории мировых религий...
Что ж, идея единого историко-культурного курса неплоха. И именно с него, напомним, и начиналась затея. Более того, такой учебник был даже написан. Однако потом возобладала нынешняя точка зрения. По ней и будем жить, констатировали участники «круглого стола».