Интегрированный закон «Об образовании» не только регламентирует правила игры в важнейшей области жизни общества. По подсчетам главы думского Комитета по образованию Александра Дегтярева, такие законы в нашей стране живут
К примеру, по новому закону государство гарантирует гражданам право на дошкольное образование детей. Но, как признал Александр Дегтярев, очередь в детские сады сейчас составляет 1,5 млн человек. И к тому времени, когда закон примут (начало следующего года), явно не рассосется. Правда, выход из положения есть: «Мы не успеваем из-за бэби-бума, — заверил он „МК“, — но на развитие сети детских садов направлены миллиарды рублей, идет усиленное строительство». Да и обучать дошколят, дескать, можно не в детских садиках, а в малышовых группах при школах, в центрах детского творчества системы дополнительного образования, в частных группах, субсидируемых государством. Наконец, и дома: мама получит от районных методистов учебные пособия и будет считаться уже не мамой, а воспитателем. Короче, не жизнь, а малина.
Решение, бесспорно, остроумное. Но не очень убедительное. А если сохранится очередь в детсады (на что очень похоже), то и вовсе чреватое массовыми жалобами граждан на невыполнение государством гарантированных им прав. И что им ответят? Расскажут про миллион методичек, экстренно напечатанных для мам?
Аналогичная ситуация возникла со льготными проездными для студентов и школьников. В законопроект, разъяснила «МК» замдиректора правового департамента Минобрнауки Юлия Линская, будет заложено право учащихся на льготы при поездках на городском и пригородном транспорте (оформляется оно соответствующим соглашением каждого региона с РЖД). Однако Минфин, сообщили «МК» в РЖД, «вдвое сократил наш бюджет на 2013 год, а потому с 1 января мы вынуждены отменить льготы для студентов и школьников».
Как заверили «МК» железнодорожники, они выступают «за сохранение льготных проездных билетов для студентов и школьников. И даже собирали подписи в поддержку сохранения этих льгот, а затем проводили на своем сайте онлайн-голосование об их судьбе (более 97% участников ответили, что государство должно поддерживать учащихся, продолжая финансировать их льготный проезд. — „МК“). Но что мы можем сделать? Если правительство примет такое решение, мы будем вынуждены подчиниться».
Что будет дальше, понятно. Права ребят останутся нереализованными. А сами они будут ездить «зайцами» — цены-то, особенно на электричках, высокие, а стипендии мизерные. Зато прав видимо-невидимо.