Как же мне надоело писать об Общественном телевидении. То есть о том, чего не существует в природе. Это как в рязановской комедии «Гараж», помните: «Интересно, как же вы пишете о советской сатире, о том, чего нет». Так вот, наше Общественное телевидение (ОТ) — это сатира. На всю оставшуюся нашу жизнь.
В пятницу все СМИ торжественно сообщили о том, что премьер-министр Дмитрий Медведев подписал распоряжение об учреждении в России Общественного телевидения. Распоряжение выпущено во исполнение указа Президента РФ от 17 апреля 2012 года за № 455. Все это, видите ли, бюрократические игры на свежем воздухе. Вроде и нельзя без них: действительно, какое может быть ОТ без нужной бумажки? А на этой бумажке оно уже давно существует. И прекрасно себя чувствует! Там, на бумажке, идут замечательные смелые острые политические программы, лучшие ведущие сталкивают лбами отмороженных политиков, и те говорят правду, одну только правду и ничего, кроме правды. На бумажке Общественное телевидение производит замечательные документальные и художественные фильмы, да так, что Би-би-си со своими дикими животными, Шерлоком Холмсом и доктором Ватсоном просто отдыхает. На бумажке у нас вообще всегда все было просто зашибись. А в жизни?
Премьер Медведев подписал распоряжение во исполнение указа президента Медведева. Вы не забыли, ведь тогда лидером страны был именно он, Дмитрий Анатольевич. Теперь он нам как бы сообщает: не волнуйтесь, я ничего не забыл, я свою главную миссию, идею о создании свободного ТВ, исполню во что бы то ни стало. А никто и не волнуется, отпереживались уже!
Если бы тогдашний президент на самом деле так хотел устроить Общественное телевидение по-настоящему, по чесноку, то сразу, не отходя от указа, подписанного собственной рукой, тут же бы и назначил гендиректора и главного редактора ОТ. Но почему-то, сказав «А», ДАМ посчитал, что дело сделано, так нужное нам (или ему?) ТВ у него в кармане, и... отдал эту тему своему преемнику. То есть Владимиру Владимировичу Путину. Который про ОТ вообще никогда ничего не намекал. Даже не заикался.
О чем это говорит? О субординации, безусловно, и еще о том, что вертикаль власти все-таки существует. По крайней мере, команда «на первый-второй рассчитайсь!» имеет место быть. Г-н Медведев, даже будучи президентом, всегда знал свое место, потолок данной ему компетенции, и никогда не выходил за флажки. То есть громко сказать на всю Россию, на весь мир о том, что ОТ должно, просто обязано быть создано, он право имеет, а вот влезать в его дела — уже нет?
Владимир Путин назначил главным по Общественному ТВ Анатолия Лысенко. Со всей критической прямотой скажу: «Вы гений, ваше величество!» Да, назначить такого уважаемого человека... Или обидеть уважаемого человека таким назначением? Как ни позвоню Анатолию Григорьевичу, он на сакраментальное «как дела?» бодро отвечает «никак». Теперь, кажется, что-то сдвинулось, вроде подбирается команда. И говорится: «Не-ет, с 1 января 2013 года (как написано в указе!) мы никак не начнем, даже не думайте. Ну, может быть, во втором квартале». Может быть, может быть, так еще Аркадий Райкин говорил. А может, и нет.
На самом деле за всеми этими словами, правильными бумажками выхолащивается суть. Вот Дмитрий Медведев говорит о создании Общественного ТВ, а сам же телевизор не смотрит. Он в Интернете у нас, если кто забыл, в «Твиттере», айпаде и айфоне. Лет 15 назад действительно ОТ было бы к месту. А сейчас оно, как и сам телевизор в принципе, — это отстой для непродвинутого народа. Это я еще мягко сказал, есть, вы знаете, и другие термины, характеристики в отношении тех, кто все еще смотрит данный дебильный ящик.
Теперь говорят, что ОТ будет не вместо «Звезды», а на кабеле и на спутнике. То есть практически уйдет в виртуалку. Становится уже совсем смешно. У нас был виртуальный президент, который задумал виртуальное Общественное телевидение. Как здорово: вроде и сам остаешься братом-демократом, но и остальным своей придумкой жить не мешаешь. Потому что наше виртуальное независимое ТВ — самое независимое ТВ в мире, от которого ничего не зависит.