Увы, в стране в принципе не существует данных, хотя бы намекающих на то, что из-за «мобильных разговоров» число ДТП растет. И единственным обоснованием очередного «честного» отъема денег у автолюбителей служит пресловутый зарубежный опыт.
Что ж, сошлемся на него и мы. Авторитетнейший Институт анализа дорожных потерь (Highway Loss Data Institute, HLDI) обобщил ежемесячные сообщения о ДТП с начала введения запрета на разговоры в Нью-Йорке, округе Колумбия, Коннектикуте и Калифорнии. Также данные были собраны в штатах, примыкающих к этим территориям, с тем чтобы исключить факторы погоды, ландшафта и разгильдяйства жителей «запретных» территорий:
— Несмотря на исследования, которые ранее показали увеличение риска аварий во время разговоров, их запрет никак не сказался на дорожной безопасности, — отчитался президент института Адриан Лунд.
Хотя, думается, даже если наука, разобравшись в коллизии, стопроцентно докажет, что разговор по телефону не влияет на аварийность, у нас в стране штраф за это все равно повысят. Ведь придорожным полицейским надо с чего-то кормиться после того, как у них отняли кормушку техосмотра и запретили прятаться в кустах с радарами. А тут поле непаханое. Обвинить шофера, что он говорил во время езды по телефону, а не чесал им за ухом, практически невозможно. Даже если факт нахождения руки у головы запечатлен на фото или видео, понять, был ли в ней зажат гаджет, нельзя (такого четкого разрешения камеры, используемые правоохранителями сегодня, просто не дают. А если и был, то говорил по нему человек или нет — непонятно). А вот отмыться от бездоказательных обвинений станет априори невозможным. Следовательно, под угрозой огромных штрафов и возможности превратиться в пешеходов инспекторам в массовом порядке начнут золотить ручки. Согласно недавним исследованиям аналитической компании, 55% из опрошенных ее сотрудниками российских водителей (число респондентов не сообщается) не только говорят по телефону во время езды, но и отправляют-принимают SMS-сообщения. Кстати, если следовать депутатской логике, то штрафовать можно и за курение за рулем, и за пережевывание бутерброда, и за отвлечение от разговора при смене
Впрочем, так сильно заморачиваться, наверное, и не придется, если учесть, что гаишникам полностью развяжет руки идея возвращения к штрафным баллам. Вот этот жупел, добавленный и без того к немалым штрафам, предусмотренным за любые правонарушения, их просто озолотит. Но к снижению аварийности не приведет. Суровое наказание за пьянку и «встречку», например, в итоге привело к тому, что в последние два года и пить за рулем стали чаще, и выезжать на встречную полосу как минимум не реже. Кстати, о том, что балльная система противоречит многим отечественным законам, в том числе и Основному — Конституции РФ, устали говорить не только правозащитники, но даже и журналисты.
Александр Ростарчук
ИЗ ДОСЬЕ «МК»
Обычно в странах ЕС штраф за разговор по мобильному во время езды предусмотрен относительно небольшой — около 60 евро, но это действует далеко не везде. Бельгиец за желание «поболтать» за рулем может заплатить до 1000 евро. Нужно заметить, что штраф такой величины назначается судом в особых случаях — в зависимости от последствий разговора по сотовому во время езды. Так, обычный для Бельгии штраф в 200 евро, наложенный инспектором полиции, может быть увеличен судом в несколько раз. Он предусматривает расходы на судебные тяжбы, штраф в так называемый фонд помощи жертвам ДТП, а также расходы на судебного исполнителя.
У финнов можно говорить во время езды, но с гарнитурой. Без нее за разговор придется заплатить 80 евро. Англичанин платит всего 75 евро и получает штрафные баллы в водительскую лицензию, однако с чтением и набором SMS все иначе: размер штрафа доходит до 1000 евро. А вот в Сингапуре даже единственное такое нарушение обойдется в $588 или может закончиться шестимесячным тюремным заключением. В Испании позвонить во время движения стоит 300 евро.
Зато власти ЮАР решили вопрос по-своему: за разговоры или обмен текстовыми сообщениями за рулем полицейские попросту «отожмут мобилу» у водителя. Недавний закон дает полиции право конфисковать телефонные аппараты в течение суток после того, как было зафиксировано нарушение.