По словам вдовы Литвиненко, Марины, она надеется узнать в ходе суда, кто и почему убил ее мужа. «Я хочу узнать, кто и за что убил его. Я говорила об этом 6 лет назад и надеюсь, что сейчас наконец узнаю», — заявила она в интервью Би-би-си. «Трудно жить все эти годы, не зная истины, — подчеркнула она. — Трудно мне, нашему сыну, нашим друзьям».
В данном случае ввиду особой важности дела коронером назначен член Высокого суда Роберт Оуэн. Так называемое дознание, процедуру которого определит судья, по оценкам британских властей, обойдется налогоплательщикам в 4 млн фунтов стерлингов. Речь идет, в частности, о возможности переводов дела на русский язык, о создании сайта, где ход и результаты дознания будут доступны общественности. Кроме того, предполагается провести ряд экспертиз относительно полония, которым был отравлен Литвиненко.
Напомним, что экс-офицер ФСБ Александр Литвиненко, бежавший в 2000 году в Великобританию, умер 23 ноября 2006 года на
Британская прокуратура предъявила по этому делу обвинения Луговому и обратилась к российским властям с просьбой экстрадировать его в Лондон для участия в судебном процессе. Россия ответила отказом. В итоге «дело Литвиненко» стало причиной серьезного ухудшения отношений между Москвой и Лондоном, которые до сих пор полностью не восстановились.
Ковтуну обвинения предъявлены недавно, но он, как и Луговой, категорически отрицает свою вину. Луговой будет представлен на процессе адвокатом и, возможно, даст показания по видеосвязи. Ковтуна на процессе никто не представляет.
В четверг утром судья Оуэн провел первое предварительное слушание, на котором решались преимущественно процедурные вопросы: нужна ли в данном случае коллегия присяжных; какие именно вопросы будут рассматриваться; какие свидетели будут вызваны; как долго продлится процесс; будет ли он открытым или закрытым.
Однако вопросов оказалось слишком много — и судья Оуэн назначил еще два предварительных слушания — 2 ноября и
Адвокат вдовы Марины Литвиненко потребовал, чтобы суд рассмотрел «предполагаемую уголовную роль российских властей». По его словам, если она будет доказана, то это убийство можно будет считать «случаем радиоактивного терроризма на улицах Лондона, проспонсированного иностранным государством». Марина Литвиненко также считает, что без вмешательства российских властей не обошлось: «Полоний, который был использован... вы не можете купить его или найти где-то просто так, потому что это контролируется государством, а Луговой был под защитой. Из никого он стал депутатом парламента. Почему? По какой причине?».